РП Биология 8 класс (ОВЗ)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
‌Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ‌
‌Управление образования Администрации Артинского городского округа‌​

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Барабинская основная общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Ивана Ивановича Черепанова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Биология» (Базовый уровень)
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) для 8 класса

​с. Бараба
1

Пояснительная записка
Изучение биологического материала в VII - IX классах позволяет решать задачи
экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового
воспитания обучающихся и подростков.
Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно
воспитывать у обучающихся чувство любви к природе и ответственности за ее
сохранность. Учащимся важно понять, что сохранение красоты природы тесно
связано с деятельностью человека и человек - часть природы, его жизнь зависит от
нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.
Курс "Биология" состоит из трех разделов: "Растения", "Животные", "Человек и
его здоровье".
Распределение времени на изучение тем педагогический работник планирует
самостоятельно, исходя из местных (региональных) условий.
В разделе "Животные" (VIII класс) особое внимание уделено изучению
животных, играющих значительную роль в жизни человека, его хозяйственной
деятельности. Этот раздел дополнен темами, близкими учащимся, живущим в
городской местности ("Аквариумные рыбки", "Кошки" и "Собаки": породы, уход,
санитарно-гигиенические требования к их содержанию).
Основные задачи изучения биологии:
формировать элементарные научные представления о компонентах живой
природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;
показать практическое применение биологических знаний: учить приемам
выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и
домашними животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом,
использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и
экологических проблем;
формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать
экологическому, эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому, половому
воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни;
развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать,
сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям,
понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас,
развивать связную речь и другие психические функции;
Содержание учебного предмета "Биология". Животные.
1) Введение.
2) Разнообразие животного мира. Позвоночные и беспозвоночные животные.
Дикие и домашние животные.
3) Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни
(форма тела, покров, способ передвижения, дыхание, окраска: защитная,
предостерегающая).
4) Значение животных и их охрана. Животные, занесенные в Красную книгу.
2

5) Беспозвоночные животные.
6) Общие признаки беспозвоночных (отсутствие позвоночника и внутреннего
скелета).
7) Многообразие беспозвоночных; черви, медузы, раки, пауки, насекомые.
8) Дождевой червь.
9) Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, особенности дыхания,
способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
10) Демонстрация живого объекта или влажного препарата.
11) Насекомые.
12) Многообразие насекомых (стрекозы, тараканы). Различие по внешнему
виду, местам обитания, питанию.
13) Бабочки. Отличительные признаки. Размножение и развитие (яйца,
гусеница, куколка). Характеристика на примере одной из бабочек. Павлиний глаз,
траурница, адмирал. Их значение. Яблонная плодожорка, бабочка-капустница.
Наносимый вред. Меры борьбы.
14) Тутовый шелкопряд. Внешний вид, образ жизни, питание, способ
передвижения, польза, разведение.
15) Жуки. Отличительные признаки. Значение в природе. Размножение и
развитие. Сравнительная характеристика (майский жук, колорадский жук, божья
коровка или другие - по выбору педагогического работника).
16) Комнатная муха. Характерные особенности. Вред. Меры борьбы. Правила
гигиены.
17) Медоносная пчела. Внешнее строение. Жизнь пчелиной семьи (состав
семьи). Разведение пчел (пчеловодство). Использование продуктов пчеловодства
(целебные свойства меда, пыльцы, прополиса).
18) Муравьи - санитары леса. Внешний вид. Состав семьи. Особенности жизни.
Польза. Правила поведения в лесу. Охрана муравейников.
19) Демонстрация живых насекомых, коллекций насекомых - вредителей
сельскохозяйственных растений, показ видеофильмов.
20) Практическая работа. Зарисовка насекомых в тетрадях.
21) Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
22) Позвоночные животные
23) Общие признаки позвоночных животных. Наличие позвоночника и
внутреннего скелета.
24) Классификация животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы,
млекопитающие.
25) Рыбы.
26) Общие признаки рыб. Среда обитания.
27) Речные рыбы (пресноводные): окунь, щука, карп.
28) Морские рыбы: треска, сельдь или другие, обитающие в данной местности.
29) Внешнее строение, образ жизни, питание (особенности питания хищных
рыб), дыхание, способ передвижения. Размножение рыб. Рыбоводство (разведение
рыбы, ее охрана и рациональное использование). Рыболовство. Рациональное
использование.
3

30) Домашний аквариум. Виды аквариумных рыб. Среда обитания (освещение,
температура воды). Особенности размножения (живородящие). Питание. Кормление
(виды корма), уход.
31) Демонстрация живых рыб и наблюдение за ними.
32) Экскурсия к водоему для наблюдений за рыбной ловлей (в зависимости от
местных условий).
33) Земноводные.
34) Общие признаки земноводных.
35) Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение, способ
передвижения. Питание, дыхание, размножение (цикл развития).
36) Знакомство с многообразием земноводных (жаба, тритон, саламандра).
Особенности внешнего вида и образа жизни. Значение в природе.
37) Черты сходства и различия земноводных и рыб.
38) Польза земноводных и их охрана.
39) Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
40) Практические работы. Зарисовка в тетрадях. Черчение таблицы (сходство и
различие).
41) Пресмыкающиеся.
42) Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание.
Размножение пресмыкающихся (цикл развития).
43) Ящерица прыткая. Места обитания, образ жизни, особенности питания.
44)
Змеи.
Отличительные
особенности животных. Сравнительная
характеристика: гадюка, уж (места обитания, питание, размножение и развитие,
отличительные признаки). Использование змеиного яда в медицине. Скорая помощь
при укусах змей.
45) Черепахи, крокодилы. Отличительные признаки, среда обитания, питание,
размножение и развитие.
46) Сравнительная характеристика пресмыкающихся и земноводных (по
внешнему виду, образу жизни, циклу развития).
47) Демонстрация живой черепахи или влажных препаратов змей. Показ кинои видеофильмов.
48) Практические работы. Зарисовки в тетрадях. Черчение таблицы.
49) Птицы.
50) Дикие птицы. Общая характеристика птиц: наличие крыльев, пуха и перьев
на теле. Особенности размножения: кладка яиц и выведение птенцов.
51) Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление
к среде обитания. Птицы перелетные и неперелетные (зимующие, оседлые).
52) Птицы леса: большой пестрый дятел, синица.
53) Хищные птицы: сова, орел.
54) Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж.
55) Водоплавающие птицы: утка-кряква, лебедь, пеликан.
56) Птицы, обитающие близ жилища человека: голубь, ворона, воробей,
трясогузка или другие местные представители пернатых.
4

57) Особенности образа жизни каждой группы птиц. Гнездование и забота о
потомстве. Охрана птиц.
58) Птицы в живом уголке. Попугаи, канарейки, щеглы. Уход за ними.
59) Домашние птицы. Курица, гусь, утка, индюшка. Особенности внешнего
строения, питания, размножения и развития. Строение яйца (на примере куриного).
Уход за домашними птицами. Содержание, кормление, разведение. Значение
птицеводства.
60) Демонстрация скелета курицы, чучел птиц. Прослушивание голосов птиц.
Показ видеофильмов.
61) Экскурсия с целью наблюдения за поведением птиц в природе (или
экскурсия на птицеферму).
62) Практические работы. Подкормка зимующих птиц. Наблюдение и уход за
птицами в живом уголке.
63) Млекопитающие животные.
64) Общие сведения. Разнообразие млекопитающих животных. Общие
признаки млекопитающих (рождение живых детенышей и вскармливание их
молоком).
65)
Классификация
млекопитающих
животных:
дикие
(грызуны,
зайцеобразные,
хищные,
пушные
и
морские
звери,
приматы)
и
сельскохозяйственные.
66) Дикие млекопитающие животные.
67) Грызуны. Общие признаки грызунов: внешний вид, среда обитания, образ
жизни, питание, размножение.
68) Мышь (полевая и серая полевка), белка, суслик, бобр. Отличительные
особенности каждого животного. Значение грызунов в природе и хозяйственной
деятельности человека. Польза и вред, приносимые грызунами. Охрана белок и
бобров.
69) Зайцеобразные. Общие признаки: внешний вид, среда обитания, образ
жизни, питание, значение в природе (заяц-русак, заяц-беляк).
70) Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид,
отличительные особенности. Особенности некоторых из них. Образ жизни. Добыча
пиши. Черты сходства и различия.
71) Псовые (собачьи): волк, лисица.
72) Медвежьи: медведи (бурый, белый).
73) Кошачьи: снежный барс, рысь, лев, тигр. Сравнительные характеристики.
74) Пушные звери: соболь, куница, норка, песец. Пушные звери в природе.
Разведение на зверофермах.
75) Копытные (парнокопытные, непарнокопытные) дикие животные: кабан,
лось. Общие признаки, внешний вид и отличительные особенности. Образ жизни,
питание, места обитания. Охрана животных.
76) Морские животные. Ластоногие: тюлень, морж. Общие признаки, внешний
вид, среда обитания, питание, размножение и развитие. Отличительные
особенности, распространение и значение.
5

77) Китообразные: кит, дельфин. Внешний вид, места обитания, питание.
Способ передвижения. Особенности вскармливания детенышей. Значение
китообразных.
78) Охрана морских млекопитающих. Морские животные, занесенные в
Красную книгу (нерпа, пятнистый тюлень).
79) Приматы. Общая характеристика. Знакомство с отличительными
особенностями различных групп. Питание. Уход за потомством. Места обитания.
80) Демонстрация видеофильмов о жизни млекопитающих животных.
81) Экскурсия в зоопарк, краеведческий музей (дельфинарий, морской
аквариум).
82) Практические работы. Зарисовки в тетрадях. Игры (зоологическое лото).
83) Сельскохозяйственные животные.
84) Кролик. Внешний вид и характерные особенности кроликов. Питание.
Содержание кроликов. Разведение.
85) Корова. Отличительные особенности внешнего строения. Особенности
питания. Корма для коров. Молочная продуктивность коров. Вскармливание телят.
Некоторые местные породы. Современные фермы: содержание коров, телят.
86) Овца. Характерные особенности внешнего вида. Распространение овец.
Питание. Способность к поеданию низкорослых растений, а также растений,
имеющих горький и соленый вкус. Значение овец в экономике страны. Некоторые
породы овец. Содержание овец в зимний и летний периоды.
87) Свинья. Внешнее строение. Особенности внешнего вида, кожного покрова
(жировая прослойка). Уход и кормление (откорм). Свиноводческие фермы.
88) Лошадь. Внешний вид, особенности. Уход и кормление. Значение в
народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы, рысаки.
89) Северный олень. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность
к условиям жизни. Значение. Оленеводство.
90) Верблюд. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к
условиям жизни. Значение для человека.
91) Демонстрация видеофильмов (для городских школ).
92) Экскурсия на ферму: участие в раздаче кормов, уборке помещения (для
сельских школ).
93) Домашние питомцы.
94) Собаки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и уход.
Санитарно-гигиенические требования к их содержанию. Заболевания и оказание
первой помощи животным.
95) Кошки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и уход.
Санитарно-гигиенические требования. Заболевания и оказание им первой помощи.
96) Животные в живом уголке (хомяки, черепахи, белые мыши, белки). Образ
Планируемые
"Биология"

предметные

результаты освоения учебного предмета

Минимальный уровень:
6

представление об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма
человека;
знание особенностей внешнего вида изученных растений и животных,
узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях,
фотографиях, рисунках;
знание общих признаков изученных групп растений и животных, правил
поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме
программы;
выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных
программой;
описание особенностей состояния своего организма;
знание названий специализации врачей;
применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых
ситуациях (уход за растениями, животными в доме, измерение температуры тела,
правила первой доврачебной помощи).
Достаточный уровень:
представление об объектах неживой и живой природы, организме человека;
осознание основных взаимосвязей между природными компонентами,
природой и человеком, органами и системами органов у человека;
установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта
(единство формы и функции);
знание признаков сходства и различия между группами растений и животных;
выполнение классификаций на основе выделения общих признаков;
узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные
объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
знание названий, элементарных функций и расположения основных органов в
организме человека;
знание способов самонаблюдения, описание особенностей своего состояния,
самочувствия, знание основных показателей своего организма (группа крови,
состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления);
знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения, использование
их для объяснения новых ситуаций;
выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной
(ориентировочной) помощи педагогического работника (измерение температуры
тела, оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах);
владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебнобытовых
и учебно-трудовых ситуациях.

7

Тематическое планирование
№
п/п
1.
2.
3.

Раздел

Лабораторные
работы
час

Всего
час

Введение

2

Раздел 1 Беспозвоночные
животные
Раздел 2 Позвоночные животные

12
54

68
Поурочное планирование
№
п/п
1.

2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.

Тема урока
Введение
Разнообразие
животного
мира.
Позвоночные
и
беспозвоночные животные. Дикие и домашние животные.
Значение животных и их охрана. Животные, занесенные в
Красную книгу.
Места обитания животных и приспособленность их к условиям
жизни (форма тела, покров, способ передвижения, дыхание,
окраска: защитная, предостерегающая).
Раздел 1 Беспозвоночные животные
Общие признаки беспозвоночных (отсутствие позвоночника
и внутреннего скелета). Многообразие беспозвоночных; черви,
медузы, раки, пауки, насекомые.
Дождевой червь. Внешний вид дождевого червя, образ
жизни, питание, особенности дыхания, способ передвижения.
Роль дождевого червя в почвообразовании.
Насекомые. Многообразие насекомых (стрекозы, тараканы).
Различие по внешнему виду, местам обитания, питанию.
Бабочки. Отличительные признаки. Размножение и развитие
(яйца, гусеница, куколка). Характеристика на примере одной из
бабочек. Павлиний глаз, траурница, адмирал. Их значение.
Яблонная плодожорка, бабочка-капустница. Наносимый
вред. Меры борьбы. Тутовый шелкопряд.
Жуки. Отличительные признаки. Значение в природе.
Размножение и развитие. Сравнительная характеристика
(майский жук, колорадский жук, божья коровка или другие - по
выбору педагогического работника).

Кол-во
час
1

1

1
1
1
1
1
1

8

9.

1

13.

Комнатная муха. Характерные особенности. Вред. Меры борьбы.
Правила гигиены.
Медоносная пчела. Внешнее строение. Жизнь пчелиной семьи
(состав семьи). Разведение пчел (пчеловодство). Использование
продуктов пчеловодства (целебные свойства меда, пыльцы,
прополиса).
Муравьи - санитары леса. Внешний вид. Состав семьи.
Особенности жизни. Польза. Правила поведения в лесу. Охрана
муравейников.
Демонстрация живых насекомых, коллекций насекомых вредителей сельскохозяйственных растений, показ
видеофильмов.
Практическая работа. Зарисовка насекомых в тетрадях.

14.

Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.

1

10.

11.
12.

15.
16.
17.

Раздел 2 Позвоночные животные
Общие признаки позвоночных животных. Классификация
животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы,
млекопитающие.
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания.

1

1
1
1

1
1
1

18.

Внешнее строение, образ жизни, питание (особенности питания
хищных рыб), дыхание, способ передвижения.
Размножение рыб. Рыбоводство (разведение рыбы, ее охрана и
рациональное использование). Рыболовство. Рациональное
использование.

19.

Домашний аквариум.

1

20.

Речные рыбы (пресноводные): окунь, щука, карп.

1

21.

Морские рыбы: треска, сельдь или другие, обитающие в данной
местности.
Демонстрация живых рыб и наблюдение за ними.

1

Земноводные. Общие признаки земноводных.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение,
способ передвижения.
Питание, дыхание, размножение (цикл развития).

1

Знакомство с многообразием земноводных (жаба, тритон,
саламандра). Особенности внешнего вида и образа жизни.
Значение в природе.

1

22.
23.
24.
25.

1

1

1

9

26.

Практические работы. Зарисовка в тетрадях. Черчение таблицы
(сходство и различие). Охраняемые земноводные.

1

27.

Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся.
Внешнее строение. Питание, дыхание.

1

28.

Ящерица прыткая. Места обитания, образ жизни, особенности
питания.

1

29.

Змеи. Отличительные особенности животных. Сравнительная
характеристика: гадюка, уж (места обитания, питание,
размножение и развитие, отличительные признаки).
Использование змеиного яда в медицине. Скорая помощь при
укусах змей.

1

30.

Размножение пресмыкающихся (цикл развития).

1

31.

Значение пресмыкающихся. Охраняемые пресмыкающиеся.

1

32.

Практические работы. Зарисовки в тетрадях. Черчение таблицы.
Сравнительная характеристика пресмыкающихся (по внешнему
виду, образу жизни, циклу развития).

1

33.

Птицы. Общая характеристика птиц: наличие крыльев, пуха и
перьев на теле.

1

34.

Птицы. Дикие птицы. Общая характеристика птиц: наличие
крыльев, пуха и перьев на теле.

1

35.

Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание,
приспособление к среде обитания. Птицы перелетные и
неперелетные (зимующие, оседлые).
Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж. Гнездование и
забота о потомстве.

1

37.

Птицы леса: большой пестрый дятел, синица. Гнездование и
забота о потомстве.

1

38.

Хищные птицы: сова, орел. Гнездование и забота о потомстве.

1

39.

Водоплавающие
птицы:
утка-кряква,
Гнездование и забота о потомстве.

пеликан.

1

40.

Птицы, обитающие близ жилища человека: голубь, ворона,
воробей, трясогузка или другие местные представители
пернатых.

1

36.

лебедь,

1

10

41.

Домашние птицы. Курица, гусь, утка, индюшка. Особенности
внешнего строения, питания, размножения и развития. Строение
яйца (на примере куриного). Уход за домашними птицами.
Содержание, кормление, разведение. Значение птицеводства.

1

42.

Практические работы. Подкормка зимующих птиц. Охрана птиц.

1

43.

Млекопитающие животные.
Общие сведения. Разнообразие млекопитающих животных.
Общие признаки млекопитающих.
Грызуны. Общие признаки грызунов: внешний вид, среда
обитания, образ жизни, питание, размножение.

1

45.

Мышь (полевая и серая полевка), белка, суслик, бобр.
Отличительные особенности каждого животного. Значение
грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека.
Польза и вред, приносимые грызунами. Охрана белок и бобров.

1

46.

Зайцеобразные. Общие признаки: внешний вид, среда обитания,
образ жизни, питание, значение в природе (заяц-русак,
заяц-беляк).

1

47.

Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид,
отличительные особенности.

1

48.

Образ жизни. Добыча пищи. Черты сходства и различия. Псовые
(собачьи): волк, лисица. Медвежьи: медведи (бурый, белый).

1

49.

Кошачьи: снежный барс, рысь, лев, тигр. Сравнительные
характеристики.
Пушные звери: соболь, куница, норка, песец. Пушные звери в
природе.

1

51.

Пушные звери: разведение на зверофермах.

1

52.

Морские животные. Ластоногие: тюлень, морж. Общие признаки,
внешний вид, среда обитания, питание, размножение и развитие.
Отличительные особенности, распространение и значение.

1

53.

Китообразные: кит, дельфин. Внешний вид, места обитания,
питание. Способ передвижения. Особенности вскармливания
детенышей. Значение китообразных.

1

54.

Копытные (парнокопытные) дикие животные: кабан, лось.
Общие признаки, внешний вид и отличительные особенности.
Образ жизни, питание, места обитания. Охрана животных.

1

44.

50.

1

1

11

55.

Копытные (непарнокопытные) дикие животные: лошади, зебры.
Общие признаки, внешний вид и отличительные особенности.
Образ жизни, питание, места обитания. Охрана животных.

1

56.

Охрана морских млекопитающих. Морские животные,
занесенные в Красную книгу (нерпа, пятнистый тюлень).

1

57.

Приматы. Общая характеристика. Знакомство с отличительными
особенностями различных групп. Питание. Уход за потомством.
Места обитания.

1

58.

Демонстрация видеофильмов о жизни млекопитающих
животных.

1

59.

Практические работы. Зарисовки в тетрадях.

1

60.

Сельскохозяйственные животные. Кролик. Внешний вид и
характерные особенности кроликов. Питание. Содержание
кроликов. Разведение.

1

61.

Корова. Отличительные особенности внешнего строения.
Особенности
питания.
Корма
для
коров.
Молочная
продуктивность коров. Вскармливание телят. Некоторые местные
породы. Современные фермы: содержание коров, телят.

1

62.

Овца. Характерные особенности внешнего вида.
Распространение овец. Питание. Способность к поеданию
низкорослых растений, а также растений, имеющих горький и
соленый вкус. Значение овец в экономике страны. Некоторые
породы овец. Содержание овец в зимний и летний периоды.

1

63.

Верблюд.
Внешний
вид.
Особенности
питания.
Приспособленность к условиям жизни. Значение для человека.

1

64.

Северный олень. Внешний вид. Особенности питания.
Приспособленность к условиям жизни. Значение. Оленеводство.

1

65.

Собаки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и
уход. Санитарно-гигиенические требования к их содержанию.
Заболевания и оказание первой помощи животным.

1

66.

Кошки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и
уход. Санитарно-гигиенические требования. Заболевания и
оказание им первой помощи.

1

67.

Рассказ о своём домашнем питомце

1

12

68.

Видеофильм о животных

1

Всего 68 час

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 20.01.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (34391) 4-65-99

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».