МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Свердловска область
Управление образования Администрации Артинского Городского
округа
МБОУ "Барабинская ООШ им. Героя Советского Союза И.И.
Черепанова"
Рабочая программа
по учебному предмету
«Речевая практика»
2-4 класса
(приложение к АООП образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальное нарушение)
с. Бараба 2023 г.
Пояснительная записка.
Предмет "Речевая практика" в начальной образовательной организации
входит в структуру изучения предметной области "Язык и речевая практика".
Целью учебного предмета "Речевая практика" является развитие речевой
коммуникации обучающихся интеллектуальными нарушениями (умственной
отсталостью) для осуществления общения с окружающими людьми. Задачи
учебного предмета "Речевая практика": способствовать совершенствованию
речевого опыта обучающихся; корригировать и обогащать языковую базу
устных высказываний обучающихся; формировать выразительную сторону
речи; учить строить устные связные высказывания; воспитывать культуру
речевого общения.
Содержание учебного предмета "Речевая практика":
Аудирование и понимание речи.
Выполнение простых и составных устных инструкций педагогического
работника, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и
выполнение
инструкций,
записанных
на
аудионосители.
Чтение
и
выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову,
предложению). Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти
отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных
произведений в изложении педагогического работника и с аудионосителей.
Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Дикция и
выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование
правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса,
тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в
общении. Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение.
Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма,
открытки). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино,
телевидение, радио. Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей. Организация речевого
общения: Базовые формулы речевого общения: обращение, привлечение
внимания. "Ты" и "Вы", обращение по имени и отчеству, по фамилии,
обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение,
нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и
негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в
семье.
Именные,
бытовые,
ласковые
обращения.
Функциональные
обращения (к продавцу, к сотруднику полиции). Специфика половозрастных
обращений (дедушка, бабушка, девушка, мужчина). Вступление в речевой
контакт с незнакомым человеком без обращения ("Скажите, пожалуйста...").
Обращение
в
письме,
в
поздравительной
открытке.
Знакомство,
представление, приветствие. Формулы: "Давай познакомимся", "Меня
зовут...", "Меня зовут..., а тебя?". Формулы: "Это...", "Познакомься
пожалуйста, это...". Ответные реплики на приглашение познакомиться:
"Очень
приятно!",
"Рад
познакомиться!".
Приветствие
и
прощание:
употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от
адресата (взрослый или сверстник). Формулы: "Здравствуй", "Здравствуйте",
"До свидания". Развертывание формул с помощью обращения по имени и
отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия:
замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы:
"Доброе утро", "Добрый день", "Добрый вечер", "Спокойной ночи".
Неофициальные разговорные формулы: "Привет", "Салют", "Счастливо",
"Пока". Грубые (фамильярные) формулы: "Здорово", "Бывай", "Чао" (в
зависимости от условий образовательной организации). Недопустимость
дублирования
этикетных
формул,
использованных
невоспитанными
взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений. Формулы,
сопровождающие ситуации приветствия и прощания: "Как дела?", "Как
живешь?", "До завтра", "Всего хорошего". Просьбы при прощании:
"Приходи(те) еще", "Заходи(те)", "Звони(те)". Приглашение, предложение.
Приглашение домой. Правила поведения в гостях. Поздравление, пожелание.
Формулы:
"Поздравляю
с...",
"Поздравляю
с
праздником..."
и
их
развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. 68 Пожелания
близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы: "Желаю тебе...",
"Желаю Вам...", "Я хочу пожелать...". Неречевые средства: улыбка, взгляд,
доброжелательность
тона.
Поздравительные
открытки.
Формулы,
сопровождающие вручение подарка: "Это Вам (тебе)", "Я хочу подарить
тебе...". Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы: "Мне очень нравится твой...", "Как
хорошо ты...", "Как красиво!". Телефонный разговор. Формулы обращения,
привлечения
внимания
телефонной связи
в телефонном
(гудки,
обращения
разговоре.
Значение
автоответчика
сигналов
сотовой связи).
Выражение просьбы позвать к телефону: "Позовите, пожалуйста...",
"Попросите пожалуйста...", "Можно попросить (позвать)...". Распространение
этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: "Алло",
"Да", "Я слушаю". Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу
по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому
человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание
просьбы
с
помощью
мотивировки.
Формулы:
"Пожалуйста,"...", "Можно..., пожалуйста!", "Разрешите...", "Можно мне...",
"Можно
я...".
Мотивировка
отказа.
Формула:
"Извините,
но...".
Благодарность. Формулы: "Спасибо", "Большое спасибо", "Пожалуйста".
Благодарность за поздравления и подарки как ответная реакция на
выполнение
просьбы: "Спасибо...
имя".
Мотивировка
благодарности.
Формулы: "Очень приятно", "Я очень рада" как мотивировка благодарности.
Ответные реплики на поздравление, пожелание: "Спасибо за поздравление",
"Я тоже поздравляю тебя (Вас)", "Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю".
Замечание, извинение. Формулы: "Извините, пожалуйста" с обращением и
без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения: "Я
нечаянно", "Я не хотел". Использование форм обращения при извинении.
Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при
извинении. Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику,
взрослому. Слова поддержки, утешения. Одобрение, комплимент: одобрение
как реакция на поздравления, подарки: "Молодец!", "Умница!", "Как
красиво!". Примерные темы речевых ситуаций: "Я - дома" (общение с
близкими людьми, прием гостей); "Я и мои товарищи" (игры и общение со
сверстниками, общение в образовательной организации, в секции, в
творческой студии); "Я за порогом дома" (покупка, поездка в транспорте,
обращение за помощью (в том числе в экстренной ситуации), поведение в
общественных местах (кино, кафе); "Я в мире природы" (общение с
животными, поведение в парке, в лесу). Темы речевых ситуаций
формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых
умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках
лексической темы "Я за порогом дома" для отработки этикетных форм
знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации "Давайте
познакомимся!", "Знакомство во дворе", "Знакомство в гостях". Алгоритм
работы над темой речевой ситуации: 1) Выявление и расширение
представлений по теме речевой ситуации. 2) Актуализация, уточнение и
расширение словарного запаса о теме ситуации. 3) Составление предложений
по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов
учителю, одноклассникам. 4) Конструирование диалогов, участие в диалогах
по теме ситуации. 5) Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой
ситуации.
Уточнение
Моделирование
ролей,
речевой
сюжета
ситуации.
игры,
его
Составление
вариативности.
устного
6)
текста
(диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
"Речевая практика"
:13.3.1. Минимальный уровень: формулировка просьб и желаний с
использованием этикетных слов и выражений; участие в ролевых играх в
соответствии с речевыми возможностями; 69 восприятие на слух сказок и
рассказов; ответы на вопросы педагогического работника по их содержанию
с опорой на иллюстративный материал; выразительное произнесение
чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения
педагогического работника; участие в беседах на темы, близкие личному
опыту обучающегося; ответы на вопросы педагогического работника по
содержанию прослушанных и (или) просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень: понимание содержания небольших по объему сказок,
рассказов и стихотворений, ответы на вопросы; понимание содержания
детских радио- и телепередач, ответы на вопросы педагогического
работника; выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи
педагогического работника и анализ речевой ситуации; активное участие в
диалогах по темам речевых ситуаций; высказывание своих просьб и желаний;
выполнение
речевых
действий
(приветствия,
прощания,
извинения),
используя соответствующие этикетные слова и выражения; участие в
коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический
план.
Тематическое планирование 2 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
13
Наименование разделов и тем
Школьная жизнь
Игры и игрушки
Играем в сказку
Я дома
Я и мои товарищи
Мы встречаем Новый год
Зимняя прогулка
Мойдодыр
Мамины помощники
Мир природы
Итоговое занятие
Всего
Кол-во
часов
8
5
7
4
4
4
4
12
11
8
1
68
3 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Наименование разделов и тем
Школьная жизнь
Я и мои товарищи
Я дома
Я за порогом дома
Играем в сказку
Мир природы
Это я!
Итоговое занятие
Всего
Кол-во
часов
9
10
7
12
8
10
8
1
68
4 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Наименование разделов и тем
Школьная жизнь
Делимся новостями
В библиотеке
Отправляюсь в магазин
Сказочный мир
СМИ
Знаки – помощники
В гостях у леса
Чувства человека
Я зритель
Кол-во
часов
4
2
7
3
5
5
6
6
5
3
11
12
13
14
15
16
Я дома
Культура поведения и общения
Наши сказки
Узнай меня
Приглашения и поздравления
Всего
3
4
5
2
8
68
Тематическое планирование
2 класс
№п.п.
Тема урока
Добро пожаловать!
1
Наша ученица.
2
Кто нас лечит и кормит.
3
Правила для школьника.
4
Дежурим с другом (подругой).
5
Ура! Перемена!
6
Истории о лете.
7
Я расскажу вам, где отдыхал.
8
«Игрушки».
9
«Моя любимая игрушка».
10
«Магазин игрушек».
11
«Уложим куклу спать».
12
«Мы уже не малыши».
13
Знакомство со сказкой «Три медведя».
14
Инсценировка сказки «Три медведя».
15
Знакомство со сказкой «Три поросенка».
16
Инсценировка сказки «Три поросенка».
17
Знакомство со сказкой «Красная Шапочка».
18
Инсценировка сказки «Красная Шапочка».
19
Знакомство со стихотворением С. Михалкова
20
«Мой щенок».
В воскресенье все дома.
21
Расскажи о себе.
22
Я звоню себе домой.
23
Я звоню в экстренные службы.
24
Играем во дворе.
25
Не надо больше ссориться.
26
Дружат в нашем классе девочки и мальчики.
27
Наш товарищ заболел.
28
Готовимся к празднику.
29
Новогодние чудеса.
30
Новогодние поздравления.
31
Новогодние поздравления.
32
Зимняя одежда.
33
Зимние забавы.
34
Мы катаемся с горы.
35
Мы лепим снеговика.
36
Я умываюсь.
37
Я чищу зубы.
38
Режим дня школьника.
39
Я правильно одеваюсь.
40
Кол.часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Вещи в моем шкафу.
Я собираюсь на прогулку.
Содержу одежду в чистоте.
Опрятному человеку нужны помощники.
Я обуваюсь.
Я ухаживаю за обувью.
Я по лужам прогулялся.
Мишка заболел.
Садитесь, пожалуйста! (Поведение в автобусе).
Мы не знаем, как пройти, как быть?
Где я живу.
Моя дорога в школу.
За покупками в магазин.
Я иду в кружок. Кто со мной.
Мы в гостях на день рождении.
День рождения! Знакомимся с гостями.
День рождения! Провожаем гостей .
Накрываем на стол.
Поздравляем маму.
«К нам весна шагает…».
Первоцветы.
Весенняя прогулка.
«А у нас в квартире кот! А у вас?»
Учу попугая говорить.
У меня есть щенок!
Здравствуй лето!
Здравствуй, лето!
Летние каникулы.
Летние каникулы. Знать правила безопасного
поведения во время каникул.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование.
3 класс
Тема урока
№/п.п
Количество
часов
1.
Школьная жизнь Добро пожаловать!
1
2.
Мы снова в школе
1
3.
У нас новые ученики.
1
4.
Успехи и неудачи бывают у каждого.
1
5.
Где же взять мне книгу почитать?
1
6.
В библиотеке
1
7.
Истории о лете
1
8.
Я расскажу вам, где отдыхал
1
9.
Мы собрались поиграть.
1
Мы хотели поиграть
10.
Игра «Рыбаки»
1
11.
Наша любимая игра
1
12.
Играем в
1
нашу любимую игру
13.
Играем в сказку.
1
Вспоминаем сказку «Маша и Медведь»
14.
Инсценировка сказки «Маша и медведь»
1
15.
Вспоминаем сказку «Три медведя»
1
16.
Инсценировка сказки «Три медведя»
1
17.
Составление новой сказки про Машу.
1
18.
Вспоминаем сказку «Волк и семеро козлят»
1
19.
Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят»
1
20.
Знакомство со сказкой «Гуси-Лебеди»
1
21.
Инсценировка сказки «Гуси - Лебеди»
1
22.
Знакомство со сказкой «Морозко»
1
23.
Инсценировка сказки
1
«Морозко»
24.
Я дома
1
Мой дом и моя семья
25.
«Дома маме помогу…»
1
26.
Обмениваемся бытовыми советами
1
27.
Содержу одежду в чистоте
1
28.
Вещи в моем шкафу
1
29.
Я тебе позвоню
1
30.
Телефонный разговор
1
31.
Мы разговариваем по телефону
1
32.
Мой мобильный телефон
1
33.
Я вызываю пожарных
1
34.
Я вызываю полицию
1
35.
Я вызываю скорую
1
36.
Я звоню в экстренные службы
1
37.
Мои друзья
1
Узнай меня!
38.
«Свет мой, зеркальце.
1
Скажи…»
39.
Узнай одноклассника!
1
40.
«Знакомьтесь, на класс!»
1
41.
Вместе после уроков
1
42.
Хочешь со мной дружить?
1
43.
Вместе нам не скучно
1
44.
Привычки хорошие и не очень..
1
45.
Я за порогом дома
1
Я пешеход
46.
Правила дорожного движения достойны уважения
1
47.
Я зритель
1
48.
Я иду в кино
1
49.
Мы в кинотеатре
1
50.
Отправляюсь в магазин
1
51.
Мы в продуктовом магазине
1
52.
Мы в канцелярском магазине
1
53.
Мы пришли в магазин
1
54.
Веселый праздник
1
55.
Мы идем на день рождения
1
56.
Погода и мы
1
57.
Какая сегодня погода?
1
58.
Одеваемся по погоде
1
59.
Мир природы
1
Сказка Одоевского
«Снегурочка»
60.
Инсценировка сказки «Снегурочка»
1
61.
Весенняя прогулка.
1
62.
Учимся понимать животных
1
63.
Я ухаживаю за своим домашним животным
1
64.
Мое домашнее животное
1
65.
В зоопарке у зверей
1
66.
Мы друзья или враги природы?
1
67.
Здравствуй, лето!
1
68.
Итоговое занятие
1
Тематическое планирование.
4 класс
Тема урока
№/п.п
Кол-во
часов
1-2
Повторение предложений, разных по структуре
2
3
Прослушивание коротких сказок с последующим
1
пересказом
4-6
Прослушивание коротких сказок с последующей
3
инсценировкой
7
Многообразие тона речи. Тренировочные упражнения в
1
передаче радости
8
Многообразие тона речи. Тренировочные упражнения в
1
передаче грусти
9
Тренировочные упражнения в передаче испуга,
1
удивления, горя.
10
Мимика и жесты
1
11-12
Упражнения в передаче чувств с помощью мимики и
2
жестов
13-14
Практическое использование силы голоса, тона и темпа
2
речи
15
Определение темы ситуации, подбор слов
1
16
Лексическая тема: "Я готовлю уроки"
1
17-18
Лексическая тема: "На улице города"
2
«На улицах моего города- Нерюнгри»
19
Лексическая тема: "Современная техника в доме"
1
20-21
Общение: "Мы собрались поиграть"
2
22-23
Общение: "В библиотеке"
2
24-25
Общение: "Сказки про Машу"
2
26
Лексическая тема: "Магазин"
1
27
Культура общения в магазине
1
28-29
Общение: "Телефонный разговор"
2
30
Занятие - игра "Телефонный разговор"
1
31
Культура поведения в театре, кинотеатре
1
32
Общение: "Я - зритель"
1
33
Общение: "Я - зритель"
1
34
Чистоговорки.
1
35-36
Упражнения в произнесении стихотворных диалогов
2
37-38
Подбор картинок к услышанным предложениям
2
39
Лексическая тема:"Бытовые советы"
1
40-41
Общение:" Какая сегодня погода"
2
42-43
Общение: "Снегурочка"
2
44
Культура общения: "Я иду в гости"
1
45-47
Общение: "Веселый праздник"
3
48-50
Общение: "Учимся понимать животных"
3
51
Составление различных предложений по теме: "Весна"
1
52
Лексическая тема: "В зоопарке у зверей"
1
53
Лексическая тема: "В зоопарке у зверей"
1
54-55
Культура общения: "Я и взрослые"
2
56
Лексическая тема: "Я- пешеход"
1
57-58
Лексическая тема: "Привычки хорошие и не очень"
2
59-61
Общение: "Узнай меня"
1
62
Составление диалогов по предложенной речевой
1
ситуации
63-64
Культура общения с малознакомыми людьми
2
65
Лексическая тема: "Мы - друзья или враги природы?"
1
66-67
Составление предложений по теме "Лето"
2
68
Лексическая тема: "Летние каникулы"
1