Аннотация к рабочей программе «Адаптивная физическая культура»
для обучающихся с умственной отсталостью 1-4 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая
культура» разработана
на
основе
Федерального
государственного образовательного
стандарта образования
обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г.,
регистрационный № 35850), Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г.
№ 1026, а так же ориентирована на целевые приоритеты духовно –
нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся с легкой
умственной
отсталость
(интеллектуальными
нарушениями),
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации их особых образовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Адаптивная физическая культура является составной частью
образовательного процесса обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Она решает образовательные,
воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные
задачи. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и
находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим,
трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке этой
категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному
труду, воспитывает положительные качества личности, способствует
социальной интеграции школьников в общество.
Основная цель изучения данного предмета заключается во
всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической
культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении
индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.
Основные задачи изучения предмета:
Разнородность состава учащихся начального звена по психическим,
двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач
физического воспитания:
•
•
•
•
коррекция нарушений физического развития;
формирование двигательных умений и навыков;
развитие двигательных способностей в процессе обучения;
укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной
осанки;
• раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка
для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;
• формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении
физических упражнений;
• формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков
здорового и безопасного образа жизни;
• поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом
уровне;
• формирование
познавательных интересов, сообщение доступных
теоретических сведений по физической культуре;
• воспитание
устойчивого
интереса
к
занятиям
физическими
упражнениями;
• воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости,
смелости), навыков культурного поведения.
Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом
возрастных особенностей обучающихся, предусматривает:
• обогащение чувственного опыта;
• коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;
• формирование
навыков
общения,
предметно-практической
и
познавательной деятельности.
Приведенные выше задачи определяют место физической культуры не
только в учебном плане, но и в организации жизнедеятельности
школьников, так как непосредственно связаны с сохранением и укреплением
их здоровья и развитием возможностей систем организма ребенка, как
наиболее важной составляющей процесса образования учащихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Спектр столь
широко обозначенных задач, несомненно, может быть решен только всей
совокупностью урочной и внеурочной деятельности, приобретением опыта
социального взаимодействия в процессе проведения массовых спортивных
событий, а также участием ребенка в физкультурно-оздоровительных
мероприятий в режиме учебного дня.
Развитие
ребенка
с
легкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе
и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального
развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс,
привносящий качественные изменения в познавательную деятельность
детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического
прогноза. Затруднения в психическом развитии детей с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
обусловлены
особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов
возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей,
тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой
и второй сигнальных систем и др.). В подавляющем большинстве случаев
интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной
отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на
ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического поражения
ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс
оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития
ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторнодвигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы
― восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение.
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным
своеобразием. Относительно сохранной у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная
ступень познания ― ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных
процессах сказывается дефицитарность: неточность и слабость
дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных,
обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности
ориентировки детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в окружающей среде. Меньший потенциал у обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют
такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция,
конкретизация. Из всех видов мышления (наглядно-действенного, нагляднообразного и словеснологического) у обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в большей степени
недоразвито словеснологическое мышление.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала
неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и
воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым
рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние,
иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее
осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у
нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое
требует многократных повторений.
Особенности познавательной деятельности школьников с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в
особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой
устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью
переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание.
Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на
каком-либо одном объекте или виде деятельности.
У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности,
Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно
системное недоразвитие речи. Моторная сфера детей с легкой степенью
умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), как правило, не
имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся
испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией
мелких движений пальцев рук. Психологические особенности обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются
и в нарушении эмоциональной сферы.
В структуре психики в первую очередь отмечается недоразвитие
познавательных интересов и снижение познавательной активности, что
обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой
подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают
не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в
некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным
является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и
обобщению. Неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание,
сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также
отличается целым рядом специфических особенностей: они лучше
запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые
признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние
логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется
произвольное запоминание, которое требует многократных повторений.
Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя
механическая память может быть сформирована на более высоком уровне.
Особенности познавательной деятельности школьников с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в
особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой
устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью
переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание.
Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на
каком-либо одном объекте или виде деятельности.
На изучение предмета «Адаптивная физическая культура» в 1-4
классах отводится: в 1 классе – 66 часов (2 часа в неделю), во 2 классе – 68
часов (2 часа в неделю), в 3 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе –
68 часов (2 часа в неделю.