Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«География» для 6 - 8 классов
(приложение к АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Коррекционно - развивающие задачи предмета
География как учебный предмет в классах для детей с ОВЗ имеет большое
значение для всестороннего развития учащихся.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными
возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей
с нарушением интеллекта: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые
объекты и явления, понимать причинно - следственные зависимости,
наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями,
каким является географическая карта, способствует развитию абстрактного
мышления. Систематическая словарная работа на уроках географии
расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые
слова в связной речи.
Коррекционно - развивающие задачи предмета:
•
Развивать трудолюбие учащихся.
•
Воспитывать целенаправленность; умение довести начатое дело
до конца; самостоятельность; самоконтроль; чувство коллективизма.
•
Развивать мышление и мелкую моторику; способность к
пространственному анализу; речи; внимание; памяти.
Курс географии имеет много смежных тем с историей, естествознанием, с
рисованием и черчением, с русским языком, с математикой и другими
школьными предметами. Больше внимания уделяется реализации
краеведческого принципа, поскольку миграция выпускников мала — они
остаются жить и работать в той местности, в которой учились. Изучение темы
«География своей местности» строится на концентрическом принципе и
всестороннем использовании опыта учащихся, их знаниях, полученных в
предыдущие годы обучения на уроках и экскурсиях по развитию речи,
географии, неживой природе, окружающему миру, а также во внеклассной
работе. Изучение социальных, экологических и культурологических аспектов
помогает сформировать более четкие представления об изучаемых объектах и
явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями,
позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить
учащихся в решение доступных для них проблем окружающей
действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству и интерес к
изучаемому предмету. Позволяет осуществлять личностно-ориентированный
и дифференцированный подход в обучении. Таким образом, в ходе освоения
содержания курса учащиеся получают возможность: овладеть элементарными
географическими представлениями, сформировать практические навыки
работы в контурных картах и атласах
Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ
Программа рассчитана на учащихся, имеющих специфическое
расстройство
психического,
психологического
развития,
задержку
психического развития, а также учитывает следующие психические
особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность
и затруднение при воспроизведении материала, не сформированность
мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, нарушения
речи. Для детей данной группы характерны слабость нервных процессов,
нарушения внимания, быстрая утомляемость и сниженная работоспособность.
Направления коррекционной работы:
1. Коррекция зрительной и слуховой памяти и внимания.
2. Развитие основных мыслительных операций.
3. Формирование умений работать по письменному и устному
алгоритмам.
4. Развитие устной и письменной речи.
Принципы работы с учащимися с ОВЗ:
1. Организация работы с учетом их особенностей.
2. Метод сопровождения.
3. Доступность изложения учебного материала.
4. Адаптация к школе и социальному окружению.
5. Контрольные мероприятия, направленные не на выявления
конкретных знаний (определений, правил), а на выявление того, как ученик
научился логически мыслить, обобщать, делать выводы, классифицировать,
анализировать, применять знания на практике, корректируя их как в сторону
усложнения заданий, так и в сторону их упрощения.
Усвоение учебного материала по географии вызывает затруднения у учащихся
с ЗПР в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость,
недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных
представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей
учащихся классов VII вида требует,чтобы при изучении нового материала
обязательно происходило многократное его повторение; расширенное
рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь географии с жизнью;
актуализация первичного жизненного опыта учащихся.
География в основной школе изучается с 6 по 9 класс. Общее число
учебных часов за пять лет обучения — 238, из них 34 часа (1 час в
неделю) в 6 классе и по 68 часов (2 часа в неделю) в 7, 8 и 9 классах.