Аннотация к РП ОСЖ 8 кл.

Аннотация к рабочей программе по социально-бытовой ориентировке
для обучающихся 8 класса
Приложение к АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальные нарушения)
Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для
8
класса
составлена
в
соответствии
с
Адаптированной основной
общеобразовательной
программой
Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Барабинская основная
общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ивана
Ивановича Черепанова» и на основании следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации".
2. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
3. Программы специальных (коррекционных) образовательныхучреждений для
5 - 9 классов под редакцией В.В. Воронковой – Москва «Просвещение», 2012
г.
Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации,
позволяющей личности активно включаться в структурные элементы социальной
среды, т.е. посильно участвовать в труде и общественной жизни производственного
коллектива, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать
свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития. Социальная адаптация
– это непрерывный процесс, в котором взаимодействуют личность и общество. Хотя
социальную адаптацию обучающихся обеспечивает изучение всех предметов,
входящих в учебный план специальных (коррекционных) классов, направленное
формированиесоциально-бытовой компетентности осуществляется в ходе занятий
социально-бытовой ориентировки (СБО).
Целью данной программы является развитие социальнойкомпетенции у детей
с особыми образовательными потребностями в условиях школы-интерната. Данная
цель достигается посредством организации аудиторной и самостоятельной работы
обучающихся, а также посредством осуществления практических работ и экскурсий.
Основные задачи:
 формирование знаний и умений бытового труда (личная гигиена, организация
питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода);
 формирование умений пользования услугами различных предприятий и
учреждений (торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской

 помощи), транспорта;
 развитие экономико-бытовых умений;
 формирование умений организовывать свой досуг;

 развитие умений общения;
 формирование представлений и знаний о нормах культуры взаимоотношений с

различными людьми (знакомыми и незнакомыми, старшими и младшими,
педагогами, сверстниками и другое), накопление соответствующего опыта;
 формирование познавательной деятельности;
 воспитание положительных качеств личности (аккуратность, экономность,
трудолюбие, доброжелательное отношение к окружающим и другое).
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических
особенностей развития обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода,
с учетом местных условий и возможностей
обучающихся специальной
(коррекционной)общеобразовательной школы, уровня их знаний и умений.

2. Общая характеристика учебного
предмета.
Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую
подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду, наформирование у них знаний
и умений, навыков, способствующихсоциальной адаптации в условиях современного
общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия должны
формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в
окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться
услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской
помощи, способствовать усвоению морально- этических норм поведения, выработке
навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д.
Занятия по социально-бытовой ориентировке проводятся в специально
оборудованном кабинете, обеспечивающем выполнение в полном объеме всех видов
теоретических и практических работ, предусмотренных программой. При организации
кабинета необходимо учитывать санитарно-гигиенические нормы и правила техники
безопасности.
Программа предмета СБО составлена с учетом возможностей учащихся
специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, уровня их
знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и
увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны
темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также
перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Учитель, соблюдая
принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового
материала может использовать опыт учащихся какбазу для расширения их знаний,
совершенствования имеющихся у них

умений и навыков и формирования новых.
Основными формами и методами обучения являются практические работы,
экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные
наглядные средства обучения. Весьма желательна демонстрация учебных
кинофильмов, слайдов, способствующих формированию реальных образов и
представлений. Все разделы программы предусматривают проведение практических
работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных ифизических
возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой,
приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного
рода бланки и т.д.
В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться
как коллективные, так и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под
руководством учителя) методы организации практических работ. Однако при любой
форме организации занятия каждый ученик должен на практике овладеть всеми
необходимыми знаниями и умениями.
Следует особо обратить внимание на изучение правил техники безопасности,
формирования умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и
механическими бытовыми приборами иприспособлениями, колющими и режущими
предметами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Ни
один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя
оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению
санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических
работ.
Беседа на занятиях по социально-бытовой ориентировке является одним из
основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми,
различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил,
зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы
может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения,
используемым на занятии.
При определении содержания и объема учебного материала, сообщаемого на
занятиях, учитель должен ориентироваться на требования к знаниям и умениям
учащихся, относящимся к соответствующему разделу программы,
принимая во внимание, что из года в год объем, и сложность материала возрастает. Это
в свою очередь определяет необходимость изменения и усложнения методов и приемов
работы.
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методовобучения,
особенно по тем разделам программы, в которых не предусмотрено проведение
практических работ, например «Культура поведения», «Семья» и др. В сочетании с
другими методическими приемами сюжетно-ролевые игры целесообразно
использовать при

изучении таких разделов, как «Торговля»,
«Средства связи» и т. п. Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить
на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения.
Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют
усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за
маленьким ребенком и т. д.).
Значительное место в программе отводится экскурсиям. Они проводятся на
промышленные и сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы
быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в
зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые.
Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими
организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут
проводиться практические работы. Так, во время экскурсии на телеграф учащиеся
заполняют бланки телеграмм (с помощью заранее составленных текстов).
Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять
повторение пройденного. С этой целью учитель при составлении плана занятия должен
продумать, в какой его части можно применить знания и умения, полученные детьми
ранее. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов,
логично связанный с изучаемой темой. Например, на занятиях по приготовлению пищи
целесообразно вспомнить правила ухода за кухней и посудой, во время подготовки и
проведения экскурсии— повторить правила поведения в общественных местах и в
транспорте, предложить детям выбрать рациональный маршрут, транспортные
средства и т. д. Повторение учебного материала по изучаемой теме или ранее
пройденного материала должно быть элементом каждого занятия.
Занятия по социально-бытовой ориентировке тесно связаны с уроками родного
языка, математики, географии, труда, естествознания. На занятиях по социальнобытовой ориентировке следует уделять внимание развитию устной и письменной речи,
практическомуприменению знаний и навыков, полученных на уроках родного языка.
На всех этапах занятия в связи с изучаемым материалом необходимо следить за
полнотой устных ответов,
последовательностью изложения, умением детей правильно построитьфразу, диалог,
обосновать вывод.
Методика работы с детьми строится в направлении личностного ориентированного подхода к учащимся, делается акцент на самостоятельное
экспериментирование и поисковую деятельность самих учеников, побуждая их
творчеству при выполнении задании.
Контроль и учет теоретических знаний учащихся осуществляется путем бесед,
устного и письменного опроса, тестирования.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования.

3. Описание места учебного предмета «СБО» в учебном плане
Предмет «Социально-бытовая ориентировка» входит в образовательный курс
«Коррекционная подготовка». В соответствии с Учебным планом МБОУ «Барабинская
ООШ им.Героя Советского Союза И.И.Черепанова»» рабочая программа рассчитана
на 68 часов.
№
п/п

Класс

1

8 класс

Количество часов
В неделю
2 часа

в год
68 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 20.01.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (34391) 4-65-99

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».