РП География 6-7 класс (ОВЗ)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Барабинская основная общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Ивана Ивановича Черепанова»

Рабочая программа
по учебному предмету
«География»
для 6 - 8 классов
(приложение к АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
МБОУ «Барабинская ООШ
им. Героя Советского Союза И.И. Черепанова»)

с. Бараба 2023

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения учебного предмета «География»
1)

осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости

за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и

2)

культуре других народов;
сформированность

3)

адекватных

представлений

о

собственных

возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся

4)

и развивающемся мире;
овладение

5)

социально-бытовыми

навыками,

используемыми

в

повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального

6)

взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего м еста

7)

в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
8)

принятие и освоение социальной роли обучающегося,

проявление
9)

социально

значимых

мотивов

учебнойдеятельности;

сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками

в разных социальных ситуациях;
10)

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11)

развитие этических чувств, проявление
эмоционально-нравственной отзывчивости и

доброжелательности,
взаимопомощи,

проявление сопереживания к чувствам других людей;
12)

сформированность установки на безопасный, здоровый образ
2

жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
-представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и
отдельных стран;
-владение

приемами

элементарного

чтения

географической

карты:

декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте;
определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать
географический объект по карте;
-выделение, описание и объяснение существенных признаков географических
объектов и явлений; сравнение географических объектов, фактов, явлений,
событий по заданным критериям;
-использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения
явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания,
соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных
катастроф.
Достаточный уровень:
-применение элементарных практических умений и приемов работы с
географической картой для получениягеографической информации;
-ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической
среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных
воздействий;
-нахождение в различных источниках и анализ географической информации;
-применение приборов и инструментов для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы;
3

-называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических
памятников своей области.

4

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6 класс

Введение.
Повторение, проверка знаний, умений, навыков, полученных в 5 классе на
уроках природоведения.
География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной
деятельности. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды.
Компоненты погоды: осадки, ветер,
Признаки времен

облачность,

года. Явления

температура.

природы.

Географические

сведения о нашей местности и труде населения.
Экскурсия

для

выяснения

запаса

элементарных

географических

представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1-5 классах.
Практические работы:


Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы.



Знакомство с новым учебником, иллюстрированным приложением –

атласом, с рабочими тетрадями на печатной основе
Ориентирование на местности.
Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования
им. Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу,
местным признакам и природным объектам.
Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях.
Практические работы:


Зарисовка линии, сторон горизонта.



Схематическая зарисовка компаса.



Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу.

Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на
экскурсии или в уголке ориентирования)
Формы поверхности Земли.

5

Равнины (плоские и холмистые),

холмы. Овраги, их образование. Горы.

Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.
Практические работы:


Моделирование из глины или пластилина равнины, холма, горы,

оврага, вулкана в разрезе


Зарисовка различных форм земной поверхности.

Вода на Земле.
Вода на Земле. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее
части. Горные и равнинные реки. Как люди используют реки. Озера,
водохранилища, пруды. Болота, их осушение. Океаны и моря. Явления
природы: ураганы, штормы. Острова и полуострова. Водоемы в нашей
местности. Охрана воды от загрязнения.
Практические работы:


Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.



Упражнения в определении направления течения реки, различение

берегов и других ее частей.
План и карта.
Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение

расстояний

и

их

изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической
деятельности человека. План класса. План школьного участка. Условные знаки
плана местности.
План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб
карты.
Условные цвета физической карты.
Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и
т.д.). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и
деятельности людей.
6

Практические работы:


Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте.



Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной

карте.


Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение

их на плане (чертеже) в масштабе (для сильных учеников)


Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, классной

комнаты) в рабочей тетради на печатной основе.


Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков

плана, условных знаков и цветов физической карты.


Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка,

местности) с опорой на таблицу условных знаков.


Показ на физической карте России в приложении к учебнику форм

поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.)
Земной шар.
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты.
Земля — планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.
Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности
изображения суши и воды на глобусе.
Физическая

карта

полушарий.

Распределение воды и суши на Земле.
Океаны на глобусе и карте полушарий.
Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка,
Южная Америка, Австралия, Антарктида.
Первые кругосветные путешествия.
Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании
солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные
лучи).
Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.
7

Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на
глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса.
Природа умеренных и полярных поясов.
Практические работы:


Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с

обозначением экватора и полюсов.


Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.



Оформление таблицы названий океанов и материков.



Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых

кругосветных путешествий.


Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на

земном шаре.


«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого
цветов.

Прикрепление

контуров

растений

и

животных

к

соответствующим поясам освещенности.


Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни

людей в различных климатических поясах земного шара.


Знакомство с последними публикациями в периодической печати об

освоении космоса
Карта России.
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица
России — Москва.
Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.
Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного
Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов.
Острова и полуострова России.
Поверхность

нашей

страны.

Низменности,

возвышенности,

плоскогорья. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти,
8

железной и медной руд, природного газа).
Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки: Дон, Днепр,
Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки Сибири: Обь с Иртышем, Енисей с
Ангарой, ГЭС. Реки Лена, Амур.
Озера Ладожское, Онежское, Байкал.
Практические работы:


Обозначение

границ

нашей

Родины,

пограничных

государств,

нанесение названий изученных объектов на контурную карту России.


Изготовление

условных

знаков

полезных

ископаемых

и

прикрепление их к магнитной карте.


Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого -

образец из коллекции - его название - основные месторождения.


Путешествия по нашей стране (по карте).

Географическая номенклатура:
Границы России. Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического
океанов, омывающих берега России. Острова: Земля Франца Иосифа, Новая
Земля, Северная Земля, Новосибирские, Врангеля, Сахалин, Курильские.
Полуострова: Кольский, Ямал, Таймыр, Чукотский, Камчатка. Равнины:
Восточно-Европейская,

Западно-Сибирская,

Прикаспийская

низменность,

Валдайская и Среднерусская возвышенности, Среднесибирское плоскогорье.
Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны. Реки: Волга, дон, Днепр, Урал,
Обь, Енисей, Лена, Амур. Озёра: Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское
море. Города: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск,
Екатеринбург (по выбору учителя)
7 класс
Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика)
Повторение начального курса физической географии.
Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные
9

границы. Европейская и Азиатская части России.
Административное деление России: Центральный федеральный округ (центр
— Москва), Северо-Западный федеральный округ (центр — Санкт-Петербург),
Северо-

Кавказский

федеральный

округ

(центр

—

Ростов-на-Дону),

Приволжский федеральный округ (центр — Нижний Новгород), Уральский
федеральный округ (центр - Екатеринбург), Сибирский федеральный округ
(центр - Новосибирск), Дальневосточный федеральный округ (центр —
Хабаровск).
Разнообразие рельефа. Острова и полуострова России.
Полезные ископаемые, их

основные

месторождения.

Пути

рационального использования.
Типы климата. Сравнительная характеристика климатических условий,
жизнедеятельности людей в разных частях России.
Водные

(гидроэнергетические)

ресурсы

России,

их

использование.

Экологические проблемы.
Численность населения России. Размещение по территории России. Различия
по плотности населения. Народы России.
Промышленность — основа хозяйства, ее отрасли. Особенности развития
сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы.
Уровни экономического развития Европейской и Азиатской частей России.
Пути решения экологических проблем.
Природные зоны России.
Введение.
Природные зоны России. Значение зональных различий для специализации
сельского хозяйства и жизни людей. Карта природных зон России.
Зона арктических пустынь.
Положение на карте. Моря и острова. Климат. Особенности природы.
Растительный и животный мир. Охрана природы. Население и его основные
занятия. Северный морской путь.
10

Зона тундры
Положение на карте. Острова и полуострова. Поверхность. Полезные
ископаемые.
Климат. Водоемы тундры. Особенности природы. Растительный мир.
Животные тундры.
Хозяйство.

Население

и

его

основные

занятия.

Города:

Мурманск,

Архангельск, Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы
Севера. Охрана природы тундры.
Лесная зона
Положение на карте. Поверхность, полезные ископаемые. Экологические
проблемы. Климат. Особенности природы. Реки, озера, каналы. Экологические
проблемы водных ресурсов. Природные богатства лесной зоны. Растительный
мир. Хвойные леса. Смешанные леса. Лиственные леса. Животный мир лесной
зоны. Пушные звери. Какую пользу приносит лес. Лесной промысел, охота.
Промышленность

и

сельское

хозяйство

Центральной

России.

Города

Центральной России. Особенности развития хозяйства Северо-Западной
России. Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград.
Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.
Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Правила поведения в лесу.
Обобщающий урок по лесной зоне.
Степи.
Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые. Климат. Реки.
Проблема водоснабжения. Растения Зоны степей. Животный мир степей.
Хозяйство. Население и его основные занятия. Города степной зоны:
Волгоград,

Саратов,

Ростов-на-Дону,

Краснодар,

Ставрополь,

Самара,

Оренбург и др. Охрана природы зоны степей.
Полупустыни и пустыни.
Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Реки.
Охрана природы.
Растительный мир и его охрана. Животный мир. Охрана животных.
11

Хозяйство.
Основные занятия населения. Города зоны полупустынь и пустынь (Астрахань,
Элиста).
Субтропики.
Положение на карте. Поверхность. Климат. Растительный и животный мир
влажных субтропиков. Охрана природы. Курортное хозяйство. Население,
занятия населения. Горо- да-курорты: Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи.
Высотная поясность в горах.
Положение на

карте

(Северный

Кавказ,

Урал,

Алтай,

Саяны).

Поверхность.
Полезные ископаемые. Климат.
Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города: Минеральные
Воды, Нальчик, Грозный и др.
Хозяйство, города, экологические проблемы Урала (Екатеринбург, Челябинск
и др.) Алтайские горы. Население. Хозяйство. Кузнецкий угольный бассейн.
Города:
Барнаул, Кемерово, Горно-Алтайск и др.
Восточная Сибирь. Хозяйство

Восточной Сибири. Население. Города.

Охрана природы.
8 класс
Что изучают в курсе географии материков и океанов.
Материки и части света на глобусе и физической карте полушарий.
Мировой океан. Атлантический океан. Хозяйственное значение.
Судоходство. Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Индийский
океан. Хозяйственное значение. Судоходство.Современное изучение
Мирового океана.
Практические работы:


Обозначение океанов на контурной карте полушарий.
12

Африка. Географическое положение. Очертания берегов, острова и полуострова. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. Природные зоны.
Растительность тропических лесов. Животные тропических лесов.
Растительность саванн. Животные саванн. Растительность и животные
пустынь. Население и государства. Египет, Эфиопия, Танзания, ДР Конго,
Нигерия, ЮАР. Обобщающий урок.
Практические работы


Обозначение на контурной карте географических объектов,

указанных в номенклатуре.


Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений

и животных
Австралия. Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озера. Растительный мир. Животный мир. Население (коренное и
пришлое). Австралийский Союз. Океания. Остров Новая Гвинея.
Практические работы:


Обозначение на контурной карте географических объектов,

указанных в номенклатуре


Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений

и животных
Антарктида. Географическое положение. Антарктика. Открытие Антарктиды
русскими мореплавателями. Разнообразие рельефа, климат. Растительный и
животный мир. Охрана природы. Современные исследования Антарктиды.
Практические работы:


Обозначение на контурной карте океанов, омывающих Антарктиду,

Южного полюса.


Зарисовка птиц и животных Антарктиды.

Северная Америка. Открытие Америки. Географическое положение.
Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера. Растительный и животный мир.
Население и государства. США. Канада. Мексика. Куба.
Практические работы
13



Обозначение на контурной карте географических объектов,

указанных в номенклатуре


Запись названий и зарисовки в тетрадях типичных растений и

животных
Южная Америка. Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озера. Растительность тропических лесов. Животные тропического леса.
Растительность пустынь, степей, саванн и горных районов. Животные саванн,
степей, полупустынь, гор. Население и государства. Бразилия, Аргентина,
Перу.
Практические работы:


Обозначение на контурной карте географических объектов,

указанных в номенклатуре


Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений

и животных
Евразия. Географическое положение. Очертания берегов. Моря Северного
Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова. Очертания
берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова.
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы. Разнообразие рельефа.
Полезные ископаемые Азии. Климат Евразии. Реки и озера Европы. Реки и
озера Азии. Растительный и животный мир Европы. Растительный и животный
мир Азии. Население Евразии. Культура и быт народов Евразии. Обобщающий
урок.
Практические работы:


Обозначение на контурной карте морей, заливов, островов,

полуостровов, гор, рек, озер, обозначенных в номенклатуре.


Проведение на контурной карте условной границы между Европой и

Азией.


Запись в тетради названий растений и животных

14

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№ п/п

Тема урока

Количество
часов

Введение

4

География – наука о природе Земли, населении
и его хозяйственной деятельности.
Наблюдения за изменениями высоты Солнца и
погоды. Признаки времён года.
Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность,
температура. Явления природы. Меры
предосторожности.
Географические сведения о своей местности и
труде населения. Экскурсия.
Ориентирование на местности

1

5.

Горизонт. Линия горизонта. Экскурсия.

1

6.

Стороны горизонта.

1

7.

Компас и правила пользования им.
Практическая работа
«Определение сторон горизонта по компасу».
Ориентирование. Определение основных
направлений по Солнцу, компасу, местным
признакам и природным объектам.
Экскурсия для закрепления понятий о горизонте
и основных направлениях.
Формы и поверхности земли

1

1

12.

Экскурсия для ознакомления с формами
рельефа
своей местности.
Рельеф местности, его основные формы.
Равнины (плоские и холмистые), холмы.
Овраги, их образование.

13.

Горы. Понятие о землетрясениях.

1

14.

Извержения вулканов.

1

Вода на земле

13

15.

Вода на Земле. Круговорот воды в природе.

1

16.

1

17.

Экскурсия на Теплый ключик. «Родник, его
образование»
Родник, его образование.

18.

Колодец. Водопровод.

1

1.
2.
3.
4.

8.
9.

10.
11.

1
1
1
5

1
1
5

1
1

1

15

19.

Река, её части. Горные и равнинные реки.

1

20.

Экскурсия, практическая работа «Река и её части»

1

21.

Как люди используют реки.

1

22.

Озёра, водохранилища, пруды.

1

23.

Болота, их осушение.

1

24.

Океаны и моря. Явления природы: ураганы,
штормы.
Острова и полуострова.

1

Водоёмы в нашей местности. Охрана воды от
загрязнения.
Контрольная работа по теме «Вода на земле»

1

План и карта

9

28.

Рисунок и план предмета.

1

29.

1

30.

Масштаб. Измерение расстояний и их
и зображение на плане по масштабу.
Использование плана в практической
деятельности человека.
План класса. Практическая работа.

31.

План школьного участка. Практическая работа.

1

32.

1

34.

Условные знаки плана местности. Практическая
работа.
План и географическая карта. Основные
направления на карте. Масштаб карты.
Условные цвета физической карты.

35.

Условные знаки физической карты.

1

36.

Физическая карта России. Значение
географической карты в жизни и деятельности
людей.
Земной шар

1
16

37.

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.

1

38.

Планеты.

1

39.

3емля – планета. Доказательство
шарообразности Земли. Освоение космоса.
Глобус- модель Земного шара. Земная ось,
экватор, полюса. Особенности изображения суши
и воды на глобусе.
Физическая карта полушарий.

1

25.
26.
27.

33.

40.
41.

1

1

1

1
1

1
1
16

42.

Распределение воды и суши на Земле.

1

43.

Океаны на глобусе и карте полушарий.

1

44.

Материки на глобусе и карте полушарий.
Евразия, Африка, Северная Америка, Южная
Америка, Австралия, Антарктида. Практическая
работа.
Первые кругосветные путешествия.

1

1

49.

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в
освещении и нагревании солнцем земной
поверхности (отвесные, наклонные и скользящие
солнечные лучи).
Понятие о климате, его отличие от погоды.
Основные типы климат.
Пояса освещённости: жаркие, умеренные,
холодные. Изображение их на глобусе и карте
полушарий. Практическая работа.
Природа тропического пояса.

50.

Природа умеренного пояса.

1

51.

Природа полярного пояса.

1

52.

Контрольная работа по теме «Земной шар»

1

Карта России

13
1

56.

Положение России на глобусе, карте
полушарий, физической карте. Столица РоссииМосква.
Границы России. Сухопутные границы на западе и
юге.
Морские границы. Океаны и моря, омывающие
берега России. Моря Северного Ледовитого
океана.
Моря Тихого и Атлантического океанов.

57.

Острова и полуострова России.

1

58.

Поверхность нашей страны. Низменности,
возвышенности, плоскогорья.
Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.

1

45.
46.

47.
48.

53.
54.
55.

59.
60.
61.
62.

Крупнейшие месторождения полезных
ископаемых (каменного угля, нефти, железной и
медной руд, природного газа).
Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища,
каналы, ГЭС.
Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы,
ГЭС.

1

1
1

1

1
1
1

1
1
1
1
17

63.
64.
65.
66.

Реки Сибири: Обь с Иртышём, Енисей с Ангарой.
ГЭС.
Реки: Лена, Амур.
Озёра Ладожское и Онежское, Байкал. Работа с
контурными картами
Наш край на карте России.

68.

Повторение начального курса физической
географии.
Контрольная работа за год.

69.

Аукцион знаний. Работа со словарем.

70.

Повторение начального курса физической
географии.

67.

1

18

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№

Тема урока

п/п

Количество
часов

Особенности природы и хозяйства России

14

1.

Введение.

1

2.

Географическое положение России на карте
мира. Морские и сухопутные границы.
Европейская и Азиатская части России.

1

Административное деление России. Федеральные
округа.
Разнообразие рельефа. Острова и полуострова

1

Полезные ископаемые, их основные
месторождения.
Типы климата. Сравнительная характеристика
климатических условий, жизнедеятельности людей
в разных частях России.
Водные ресурсы России, их использование.
Экологические проблемы.
Путешествие по рекам России. Подземные воды.

1

Численность населения России. Размещение по
территории России. Народы России.
Промышленность – основа хозяйства, её отрасли.

1

Экскурсия на хлебокомбинат – пищевая
промышленность. (видео)
Транспорт. Виды транспорта в России. Тест по
теме «Рельеф и полезные ископаемые России»
Экономическое развитие Европейской и
Азиатской частей России. Пути решения
экологических проблем.
Природные зоны России

1

Размещение природных
зон России. Значение
зональных различий для специализации
сельского хозяйства и жизни людей.
Карта природных зон России.

1

Зона арктических пустынь

6

17.

Положение на карте. Моря и острова.

1

18.

Климат зоны арктических пустынь.

1

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

15.

16.

1

1

1
1
1

1

1
1
2

1

19

19.

Растительный и животный мир. Охрана природы.

1

20.

Население и его основные занятия.

1

21.

Контрольная работа по теме « Зона
арктических пустынь»
Северный морской путь.

1

Тундра

9
1

24.

Положение на карте. Острова и полуострова.
Поверхность. Полезные ископаемые.
Климат. Водоёмы тундры.

25.

Особенности природы. Растительный мир.

1

26.

Животные тундры.

1

27.

Хозяйство. Население и его основные занятия.

1

28.

Города: Мурманск, Архангельск.

1

29.

Города: Нарьян–Мар, Норильск, Анадырь.

1

30.

Экологические проблемы Севера. Охрана природы
тундры.
Контрольная работа по теме «Тундра»

1

Лесная зона.

17

Положение на карте. Рельеф и полезные
ископаемые.
Климат лесной зоны.

1

1

36.

Реки, озёра, каналы. Экологические проблемы
водных ресурсов.
Природные богатства лесной зоны. Растительный
мир. Хвойные леса (тайга).
Смешанные леса. Лиственные леса.

37.

Животный мир лесной зоны.

1

38.

Пушные звери.

1

39.

Какую пользу приносит лес. Лесной промысел.
Охота.
Промышленность и сельское хозяйство
Центральной России.
Города Центральной России.

1

Особенности развития хозяйства Северо–Западной
России.
Города: Санкт – Петербург, Новгород, Псков,
Калининград.
Западная Сибирь.

1

22.

23.

31.

32.
33.
34.
35.

40.
41.
42.
43.
44.

1

1

1

1

1
1

1
1

1
1
20

45.

Восточная Сибирь.

1

46.

Дальний Восток.

1

47.

Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана
леса. Правила поведения в лесу.
Контрольная работа по теме «Лесная зона»

1

Зона степей.

9
1

50.

Положение на карте. Рельеф и полезные
ископаемые. Климат. Реки.
Растения зоны степей.

51.

Животный мир степей.

1

52.

Хозяйство. Население и его основные занятия.

1

53.

Города лесостепной и степной зон: Воронеж,
Курск, Оренбург, Омск
Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград.

1

Города степной зоны: Ростов – на – Дону,
Ставрополь, Краснодар
Охрана природы зоны степей.

1

Контрольная работа по теме «Растительный и
животный мир степей»
Полупустыни и пустыни.

1

1

59.

Положение на карте. Поверхность. Полезные
ископаемые.
Климат. Реки. Охрана природы.
Растительный мир и его охрана.

60.

Животный мир. Охрана животных.

1

61.

Хозяйство. Основные занятия населения.

1

62.

Города зоны полупустынь и пустынь (Астрахань,
Элиста).
Субтропики.

1

Положение на карте. Поверхность. Климат.
Растительный и животный мир влажных
субтропиков. Охрана природы.
Курортное хозяйство. Населения, его основные
занятия. Города - курорты: Анапа, Геленджик,
Туапсе, Сочи.
Высотная поясность в горах.

1

Положение на карте (Северный Кавказ, Урал,
Алтай, Саяны). Поверхность. Полезные
ископаемые. Климат.

1

48.

49.

54.
55.
56.
57.

58.

63.
64.

65.

1

1

1

1

5

1

2

1
5

21

66.
67.
68.

69.
70.

Особенности природы и хозяйства Северного
Кавказа. Города: Минеральные Воды, Нальчик,
Грозный и др.
Хозяйство, города, экологические проблемы
Урала (Екатеринбург, Челябинск и др.)
Алтайские горы. Население. Хозяйство.
Кузнецкий угольный
бассейн. Города: Барнаул, Кемерово, ГорноАлтайск и др.
Восточная Сибирь. Хозяйство Восточной
Сибири. Население.
Города. Охрана природы.
Итоговая контрольная работа

1
1
1

1
1

22

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ п/п

Тема урока

Количество
часов

Раздел 1. Что изучают в курсе географии
материков и океанов.

1

Материки и части света на глобусе карте

1

Раздел 2. Мировой океан

5

2.

Атлантический океан.

1

3.

Северный Ледовитый океан.

1

4.

Тихий океан

1

5.

Индийский океан.

1

6.

Современное изучение Мирового океана
Практическая работа «Обозначение океанов на
контурной карте полушарий».
Раздел 3. Африка

1

1.

13

Африка.
Географическое
положение.
Практическая
работа
«Обозначение
на
контурной карте географических объектов,
указанных в номенклатуре».
Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.

1

1

10.

Природные зоны Африки. Растительность
тропических лесов
Животные тропических лесов Африки

11.

Растительность саванн Африки

1

12.

Животные саванн Африки

1

13.

1

14.

Растительность и животные пустынь Африки.
Практическая работа «Запись названий и зарисовки
в тетрадях наиболее типичных растений и
животных»
Население и государства Африки

15.

Египет. Эфиопия.

1

16.

Танзания.

1

7.

8.
9.

1

1

1

23

17.

Демократическая республика Конго.

1

18.

Нигерия. Южно-Африканская республика (ЮАР)

1

19.

Обобщающий урок. Тема: «Африка»

1

Раздел 4. Австралия

8
1

21.

Австралия. Географическое положение.
Практическая работа «Обозначение на контурной
карте географических объектов, указанных в
номенклатуре».
Разнообразие рельефа, климат, реки и озера

22.

Растительный мир.

1

23.

1

24.

Животный мир. Практическая работа «Запись
названий и зарисовки в тетрадях наиболее
типичных растений и животных»
Население.

25.

Австралийский союз

1

26.

Океания. Остров Новая Гвинея

1

27.

Обобщающий урок по теме «Австралия»

1

Раздел 5. Антарктида

6
1

29.

Географическое
положение.
Антарктика.
Практическая
работа
«Обозначение
на
контурной
карте
океанов,
омывающих
Антарктиду»
Открытие Антарктиды русскими мореплавателями

30.

Разнообразие рельефа, климат

1

31.

1

32.

Растительный и животный мир. Охрана природы.
Практическая работа «Зарисовка птиц и животных
Антарктиды»
Современные исследования Антарктиды

33.

Обобщающий урок по теме «Антарктида»

1

Раздел 6. Северная Америка

9

34.

Открытие Америки

1

35.

Северная Америка. Географическое положение.
Практическая работа №8 «Обозначение на
контурной карте географических объектов,
указанных в номенклатуре».

1

20.

28.

1

1

1

1

24

36

Разнообразие рельефа, климат Северной Америки

1

37.

Реки и озера Северной Америки

1

38.

1

39.

Растительный и животный мир Северной Америки
Практическая работа «Запись названий и зарисовки
в тетрадях наиболее типичных растений и
животных»
Население и государства Северной Америки

40.

Соединенные Штаты Америки

1

41.

Канада.

1

42.

Мексика. Куба

1

Раздел 7. Южная Америка

12
1

44.

Южная Америка. Географическое положение.
Практическая работа «Обозначение на контурной
карте географических объектов, указанных в
номенклатуре».
Разнообразие рельефа, климат

45.

Реки и озера Южной Америки

1

46.

Растительность тропических лесов Южной
Америки
Животные тропического леса Южной Америки

1

1

50.

Растительность саванн, степей, пустынь и горных
районов Южной Америки
Животные саванн, степей, полупустынь, гор Южной
Америки. Практическая работа «Запись названий и
зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений
и животных»
Население и государства Южной Америки

51.

Бразилия

1

52.

Аргентина.

1

53.

Перу

1

54.

Обобщающий урок по теме «Часть света –
Америка»
Раздел 8. Евразия

1

43.

47.
48.
49.

55.

Евразия.
Географическое
положение.
Практическая
работа
«Обозначение
на

1

1

1

1

1

12
1
25

59.

контурной карте морей, заливов, островов,
полуостровов, гор, рек, озер, обозначенных в
номенклатуре».
Очертания берегов. Моря Северного Ледовитого и
Атлантического океанов. Острова и полуострова
Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского
океанов. Острова и полуострова
Разнообразие рельефа, Полезные ископаемые
Европы. Практическая работа «Проведение на
контурной карте условной границы между Европой
и Азией»
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии

60.

Климат Евразии

1

61.

Реки и озера Европы

1

62.

Реки и озера Азии

1

63.

Растительный и животный мир Европы

1

64.

1

65.

Растительный и животный мир
Азии.
Практическая работа «Запись в тетради
названий растений и животных»
Население Евразии

66.

Культура и быт народов Евразии.

1

67.

Обобщающий урок «Материки и части света на
глобусе и карте»
Итоговый урок

1

56.
57.
58.

68.

1
1
1

1

1

1

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 20.01.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (34391) 4-65-99

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».