РП Изобразительной искусство 5-7 класс(ОВЗ)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Свердловская область
Управление образования Администрации Артинского городского округа
МБОУ "Барабинская ООШ им. Героя Советского Союза И.И. Черепанова"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Изобразительное искусство»
для обучающихся 5-7 классов
приложение к АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

с. Бараба 2023 г.
1

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями следующих
нормативно-правовых документов:
- Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ
-Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г
№ 1897);
-Приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования"
-Адаптированной
образовательной
программы
основного
общего
образования МБОУ «Барабинская ООШ им. Героя Советского Союза
И.И.Черепанова»
Общая цель изучения учебного предмета «Изобразительное
искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как
формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы
самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве
культуры.
Задачи:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия
визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в
пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла
визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к
самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям
культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной
художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом
развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и
структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной
оценки;

2

- овладение основами культуры практической работы различными
художественными материалами и инструментами для эстетической организации и
оформления школьной, бытовой и производственной среды.
2.Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное
искусство»
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую
образовательную
структуру
практическую
художественно-творческую
деятельность,
художественно-творческую
деятельность,
художественноэстетическое
восприятие
произведений
искусства
и
окружающей
действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет
интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуальнопространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна,
архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства. Содержание курса
учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания,
коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе – продолжение
художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной
школе и опирается на полученный ими художественный опыт.
Программа «Изобразительное искусство. 5-7 классы» создана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является
продуктом комплексного проекта, созданного ан основе системной
исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов.
Программа учитывает традиции российского художественного образования,
современные инновационные методы, анализ зарубежных художественнопедагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы
обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания,
художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей
действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для
глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа
построена на принципах тематической цельности и последовательности развития
курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения.
Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического
творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности,
диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе
построено по принципу изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с
фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени
раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения,
3

игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным
функциям искусства в современной жизни.
Тема 6 класса - «Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена
изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются
основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись),
понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок
сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая
изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле
проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в
чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной
человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную.
Тема 7 класса – «Дизайн и архитектура в жизни человека» - посвящена
изучению архитектуры и дизайна, т.е. конструктивных видов искусства,
организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду
других видов пластических искусств опирается на уже сформированный за
предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.
Целевые установки для 5 класса:
Изучение декоративно-прикладного искусства с позиций его жизненных
функций и вытекающих особенностей его образного языка. Приобщение к
народному искусству, развитие духовно-нравственной, творчески мыслящей
личности
Целевые установки для 6 класса: приобщение к искусству как способу
художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и
необходимой формой духовной культуры общества; получение представления о
роли реалистического искусства в жизни общества; овладение способами
художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и
творческих способностей ребенка.
Целевые установки для 7 класса: развитие у учащихся понимания
архитектуры и дизайна как виды искусства и как часть духовной культуры
общества.
3.Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета в 5-7 классе выделяется в каждом классе по 34
учебных часа в год (1 час в неделю). Всего -102 часа.
4. Планируемые результаты освоения учебного курса
5 класс
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы общего образования Федерального государственного
образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству
4

направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся
5 класс:
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
-овладение основами культуры практической творческой работы различными
художественными материалами и инструментами;
-формирование способности ориентироваться в мире современной
художественной культуры
Метапредметные результаты
-Формирование
активного отношения к традициям культуры как
смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
-обретение самостоятельного
творческого опыта, формирующего
способность к самостоятельным действиям, в различных учебных и жизненных
ситуациях;
Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
-развитие фантазии, воображения, визуальной памяти;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов
Предметные результаты:
-восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
-активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической
и личностно значимой ценности;
-художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни
человека и общества;
-умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую
информацию по культуре и искусству в справочных материалах, электронных
ресурсах;
-понимание разницы между элитарным и массовым искусством;
-применять различные художественные материалы, техники и средства
художественной выразительности в собственной художественной деятельности
6 класс
Личностные результаты:
-осмысление и эмоционально –ценностное восприятие визуальных образов
реальности и произведений искусств;
5

-освоение художественной культуры как сферы материального выражения
духовных ценностей, представленных в пространственных формах;
-воспитание художественного вкуса как способности эстетически
воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
-овладение средствами художественного изображения;
-развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать
, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально
- нравственной оценке
Метапредметные результаты:
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций
и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
-умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
-развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части
целостного мышления человека
Предметные результаты:
-понимание основ изобразительной грамоты,
умение использовать
специфику образного языка и средства художественной выразительности,
особенности различных художественных материалов и техник во время
практической работы, т.е. в процессе создания художественных образов;
-восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений
изобразительного искусства;
--применять различные художественные материалы, техники и средства
художественной
выразительности
в
собственной
художественной
деятельности(работа в области живописи, графики, скульптуры);
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров
и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в
пространственных формах;
-развитие потребности в общении с произведениями изобразительного
искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и
оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
7 класс:
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
6

многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей
многонационального российского общества;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам семьи;
-развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать
, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально
- нравственной оценке
- формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности;
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части
целостного мышления человека
-формирование способности к целостному художественному восприятию
мира
Предметные результаты:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их
общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства
организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного
видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к
сопереживанию, зрительной памяти, художественного вкуса и творческого
воображения;
развитие
визуально-пространственного
мышления
как
формы
эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры;
-эмоционально- ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и
принятие системы общечеловеческих ценностей;
7

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и
жанрах визуально-пространственных искусств; изобразительных, декоративноприкладных;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и
в разных техниках;
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного
искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и
оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности;
Содержание учебного курса
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
(5 класс)
Древние корни народного искусства
Древние образы в народном искусстве
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Связь времен в народном искусстве
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Декор- человек, общество, время.
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит » о человеке.
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство.
Ты сам- мастер.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
8

(6 класс)
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Художественные материалы.
Рисунок- основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт.
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира- натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет
Образ человека – главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве 20 века.
Человек и пространство. Пейзаж
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж- большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (7 класс)
9

Архитектура и дизайн - конструктивные искусства в ряду пространственных
искусств. Мир, который создает человек.
Художник- дизайн- архитектура.
Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры
Основы композиции в конструктивных искусствах
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем
порядок в хаос!»
Прямые линии и организация пространства.
Цвет – элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Буква-строка- текст
Искусство шрифта.
Когда текст и изображение вместе
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
В бескрайнем море книг и журналов
Многообразие форм графического дизайна.
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств
Объект и пространство
От плоскостного изображения к объемному макету.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое
Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность
Вещь как сочетание объемов и образ времени.
Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне
Роль цвета в формотворчестве.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни
человека
Город сквозь времена и страны
Образы материальной культуры прошлого.
Город сегодня и завтра
Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Живое пространство города
Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе и дома
Городской дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно - вещной среды интерьера.
Природа и архитектура
Организация архитектурно – ландшафтного пространства
Ты – архитектор!
Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
10

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное
проектирование
Мой дом – мой образ жизни
Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.
Интерьер, который мы создаем.
Пугало в огороде, или… под шепот фонтанных струй.
Мода, культура и ты
Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Встречают по одежке.
Автопортрет на каждый день.
Моделируй себя – моделируешь мир.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ
ЧЕЛОВЕКА
5 класс
ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (8 ч)
Истоки языка декоративного искусства идут от народного крестьянского
искусства. Язык крестьянского прикладного искусства — условно-символический.
Учащихся необходимо подвести к пониманию того, что форма и цвет выступают
здесь в роли знака, символизирующего определенную идею, а не изображающего
конкретную реальность.
Тема. Древние образы в народном искусстве 2
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства —
солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение
мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа.
Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека
смыслов, их условно-символический характер.
Тема. Убранство русской избы 1
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище.
Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо,
земля, подземно-водный мир)
Создание поисковых групп по направлениям народного искусства.
Тема. Внутренний мир русской избы 1
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика
(потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т.
д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный
угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство
пользы и красоты.
Тема. Конструкция, декор предметов народного быта и труда1
Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда - область
конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство
пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных
предметов народного быта, выявление символического значения декоративных
элементов.
11

Тема. Русская народная вышивка 1
Крестьянская вышивка - хранительница древнейших образов и
мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его
символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на
полотенце.
Тема. Народный праздничный костюм 1
Народный праздничный костюм целостный художественный образ.
Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений
народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.
Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности
мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной
праздничной одежды.
Тема. Народные праздничные обряды (обобщение темы) 1
Календарные народные праздники это способ участия человека, связанного с
землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это
коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного
праздника, их символическое значение. Художественно- творческое задание
СВЯЗЬ
ВРЕМЕН
В
НАРОДНОМ
ИСКУССТВЕ
(8
ч)
Народное искусство сегодня живет не в крестьянском быту, а в иной среде
городской, и совершенно иной жизнью. Задача - дать учащимся понимание этих
форм бытования народных, крестьянских традиций в современной жизни, а также
дать представление об общности народных художественных промыслов и их
различиях. Тема предполагает акцент на местных художественных промыслах.
Тема. Древние образы в современных народных игрушках 1
Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных
игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных
игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство
формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи
филимоновской, дымковской, каргопольской в других местных форм игрушек.
Тема. Единство формы и декора в старооскольской игрушке 1
Особенности пластической формы старооскольских глиняных игрушек.
Мастера старооскольской игрушки.
Тема. Искусство Гжели 1
Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с
художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных
форм, единство формы и декора.
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов,
тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный
изящной линией.
Тема. Городецкая роспись 1
Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение
произведений городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора.
Птица и конь - главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки — основные
элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной
12

росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные
приемы городецкой росписи.
Тема. Хохлома 1
Из истории развития хохломской росписи. Особенности хохломской росписи
:главные элементы росписи: « под фон», «кудрина» .
Тема. Жостово. Роспись по металлу 1
Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и
вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись свободная
кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности,
объемности букета цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие
букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.
Тема. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. 1
Дерево и береста основные материалы в крестьянском быту. Щепная
птица счастья- птица света. Изделия из бересты. Резное узоречье берестяных
изделий.
Тема. Роль народных художественных промыслов в современной жизни
(обобщение темы) 1
Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений
промыслов в современном быту и интерьере. Тест
ДЕКОР — ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (12 ч)
Это одна из важнейших тем в понимании роли декоративных искусств в
жизни общества в целом и каждого человека в отдельности.
Осознание роли искусства украшения в формировании каждого человека и
любого человеческого коллектива необходимо для грамотного использования в
своей жизни предметов декоративного искусства.
Тема. Зачем людям украшения 1
Беседа на тему: «Какую роль играет декоративное искусство в организации
общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по
социальной принадлежности».
Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных
человеческих отношений. Украсить значит наполнить вещь общественно
значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем
образном строе вещи.
Тема. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества 2
Эту тему предлагается раскрыть на примерах роли декоративного искусства
в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских
фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего
Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях.
Отличие одежд высших и низших сословий общества.
Тема. Одежда говорит о человеке 3
Одежда, костюм не только служат практическим целям, они являются
особым знаком - знаком положения человека в обществе и его намерений, т. е. его
13

роли. Эту тему предлагается раскрыть на материале декоративного искусства
Древнего Китая (где была очень строгая регламентация в одежде людей разных
сословий) и декоративного искусства Западной Европы ХVII века (эпоха барокко).
Важно обратить внимание учащихся на то, что декоративно-прикладное
искусство Западной Европы эпохи барокко совершенно не похоже на
древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой
гаммой, но суть декора (украшений) остается та же выявлять роли людей, их
отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности
людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.
Тема. О чем рассказывают гербы и эмблемы 3
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства
геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода.
Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества государства,
страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей,
объединений.
В процессе беседы, сопровождающейся показом слайдов, следует обратить
внимание учащихся на основные части классического герба, на изобразительные
формы, взятые из жизни и мифологии, на их символическое значение, а также на
символику цвета в классической геральдике. Символы и эмблемы в современном
обществе, значение их элементов.
Тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
(обобщение темы)2
Итоговая игра-викторина (кроссворд) по теме четверти с широким
привлечением учебных работ, показом слайдов произведений декоративноприкладного искусства разных времен, с включением в игру художественных
открыток, репродукций, собранных поисковыми группами.
ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (7 ч)
Знакомство с современным выставочным декоративно-прикладным
искусством и создание коллективной работы в материале для украшения школы.
Работа может быть сделана в любом материале. Учитель выступает здесь в роли
режиссера и главного художника.
Тема. Современное выставочное искусство 1
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного
искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани,
моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными
мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и
его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма,
цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном
материале.
Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах
современных художников.
Тема. Ты сам — мастер 6
14

Оставшиеся уроки IV четверти посвящены коллективной реализации в
конкретном материале наиболее удачного из замыслов. Технология работы с
выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, папье-маше,
расписные доски и т. д.) требует постепенного, поэтапного выполнения
задуманного панно. Сначала вместе с педагогом выполняется «картон», т. е. эскиз
будущей работы в натуральную величину. Общая ком позиция делится на
фрагменты (которые выполняются отдельными учениками), их собирают в более
крупные блоки, а затем монтируют в общее декоративное панно. Педагог вместе с
учащимися решает, учитывая реальные условия, из какого материала будут
выполняться декоративные работы.
В конце учебного года устраивается отчетная выставка работ учащихся по
декоративно-прикладному искусству, которую можно организовать как праздник
«Украсим школу своими руками».
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 6 класс
ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ
ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА(8 ч)
Тема. Изобразительное искусство .Семья пространственных искусств 1
Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды
искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и
декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды
изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные
материалы
и
их
выразительность
в
изобразительном
искусстве.
Художественные материалы
Значение особенностей художественного материала в
создании
художественного образа. Художественные материала и художественная техника.
Тема. Рисунок — основа изобразительного творчества 1
Рисунок основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.
Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над
произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры.
Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение.
Графические материалы в их выразительные возможности.
Тема. Линия и еевыразительные возможности .Ритм линий1
Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и
образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа.
Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных
художников.
Тема. Пятно как средство выражения. Ритм пятен 1
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его
выразительные
возможности.
15

Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное светлое. Тональная
шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.
Тема. Цвет. Основыцветоведения 1
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые
и холодные цвета, Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота.
Изучение свойств цвета.
Тема. Цвет в произведениях живописи 1
Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые
отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая
композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи
эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.
Тема. Объемные изображения вскульптуре 1
Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с
окружающим пространством и освещением, Художественные материалы в
скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства.
Тема. Основы языка изображения 1
Беседа.(тест) Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства,
художественные материалы и их выразительные возможности, художественное
творчество и художественное восприятие, зрительские умения.
МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ (8 ч)
Тема. Реальность и фантазия в творчестве художника 1
Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его
мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека.
Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия
в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к
изображаемому.
Выразительные средства и правила изображения в изобразительном
искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и
высоко ценят, передавая из поколения в поколение?
Тема. Изображение предметного мира — натюрморт 1
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем
рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в
истории
искусства.
Натюрморт
в
живописи,
графике,
скульптуре.
Плоскостное изображение и его место в истории искусства.
Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и
декоративность плоского изображения в древности и в ХХ веке.
Тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира 1
Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и
объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе
всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной
формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность
16

формы.
Тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива 1
Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли
задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на
плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения
геометрических
тел.
Понятие
ракурса.
Тема. Освещение. Свет и тень 1
Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения.
Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая
тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи.
Свет
как
средство
организации
композиции
в
картине.
Тема. Натюрморт в графике 1
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в
натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок.
Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об
окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность
художественных техник.
Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма
(матрица) и оттиски.
Тема. Цвет в натюрморте 1
Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей.
Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный).
Цветовая организация натюрморта ритм цветовых пятен. Разные видение и
понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства.
Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Тема. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)
Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение
в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и
представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр
натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве ХТХ—ХХ веков. Натюрморт и
выражение творческой индивидуальности художника. Художественно- творческое
задание
ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ (12 ч)
Тема. Образ человека — главная тема искусства 1
Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История
возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека.
Портрет в искусстве древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового
времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете.
Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.
Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.
Тема. Конструкция головы человека и ее пропорции 1
17

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма
головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица.
Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица,
мимика.
Тема. Изображение головы человека в пространстве 2
Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей
головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность
глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от
конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность
индивидуальных особенностей и физиономических типов.
Тема. Портрет в скульптуре 1
Человек основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный
портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал
скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Тема. Графический портретный рисунок 1
Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории
изобразительного искусства.
Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом
портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения.
Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.
Тема. Сатирические образы человека 1
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор
деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура.
дружеский
шарж.
Тема. Образные возможности освещения в портрете 1
Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и
изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет,
изображение против света, контрастность освещения.
Тема. Роль цвета впортрете 1
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как
выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.
Тема. Великие портретисты 1
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им
портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и
творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в
произведениях
великих
художников.
Тема. Портрет в изобразительно м искусстве 20 века 2
Особенности и направления развития портретного образа и изображения
человека в европейском искусстве 20 века. Знаменитые мастера :П.Пикассо,
А.Матисс, С. Дали. Роль и место живописного портрета в отечественном искусстве
20 века. Кроссворд
ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО . ПЕЙЗАЖ(7 ч)
18

Тема. Жанры в изобразительном искусстве 1
Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве.
Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве.
Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой в исторический
жанры.
Тема. Изображение пространства 1
Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы
как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие
изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим
действием и сюжетом, Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве
древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы в его
смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил
линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения.
Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в
искусстве ХХ века и его образный смысл.
Тема. Правила построения перспективы .Воздушная перспектива1
Перспектива учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость
картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов
— перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы,
планы
воздушной
перспективы
и
изменения
контрастности.
Пейзаж — большой мир
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в
пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж
Европы.
Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация
перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в
картине и его образный смысл.
Тема. Пейзаж-настроение. Природа и художник 1
Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие
форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение
суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер,
сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.
Тема. Пейзаж в русской живописи 1
История формирования образа природы в русском искусстве. Образы
природы в произведениях А.Венецианова, А.Саврасова, И.Шишкина
Тема. Пейзаж в графике.1
Графические зарисовки и наброски пейзажей в творчестве известных
художников. Многообразие графических техник.
Городской пейзаж
Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве ХХ
века.
Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны
предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы
путем создания аппликации из отдельных изображений (общая композиция после
19

предварительного эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть
использован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую
организацию листа. Задание: создание графической композиции «Наш (мой)
город».
Тема. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и
смысл 1
Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного
искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства
выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как
целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства.
Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства—труд
души.
Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.
7 класс
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 35
Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду
пространственных искусств. Мир который создал человек
Художник –дизайн - архитектура. Искусство композиции- основа
дизайна и архитектуры (8ч.)
Тема. Основы композиции и в конструктивных искусствах 1
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или
«Внесем порядок в хаос»
Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы
композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония
и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм,
замкнутость и разомкнутость композиции - все вариации рассматриваются на
примере простейших форм (прямоугольники, прямые, точки и др.).
Тема. Прямые линии и организация пространства 2
Решение
с
помощью
простейших
композиционных
элементов
художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение, разреженность и
сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение
плоскости. Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных
композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ.
Тема. Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы:
линии и пятна 1
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение
локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм
цветовых форм, доминанта. Выразительность линии и пятна, интонационность и
многоплановость.
Тема. Буква - строка - текст. Искусство шрифта 1
Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство
шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание
текста. Понимание печатного слова, типографской строки как элементов
20

плоскостной композиции.
Тема. Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы
макетирования в графическом дизайне. 1
Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их
соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображения и
способы их композиционного расположения в пространстве плаката и
поздравительной открытки.
Тема. В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм
графического дизайна 2
Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги.
Соединение текста и изображения. Элементы, составляющие конструкцию и
художественное оформление книги, журнала.
Коллажная композиция: образность и технология. Художественно –
творческое задание

21

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

18
19
20
21

Тема урока
Декоративно-прикладное искусство и человек: обсуждаем
многообразие прикладного искусства
Древние образы в народном искусстве: выполняем рисунок
или лепим узоры
Убранство русской избы: выполняем фрагмент украшения
избы
Внутренний мир русской избы: изображение крестьянского
интерьера
Конструкция и декор предметов народного быта: выполняем
эскиз формы прялки или посуды
Конструкция и декор предметов народного быта
(продолжение): выполняем роспись эскиза прялки или
посуды
Русская народная вышивка: выполняем эскиз орнамента
вышивки полотенца
Народный праздничный костюм: выполняем эскиз
народного праздничного костюма северных или южных
районов России
Народный праздничный костюм (продолжение): выполняем
орнаментализацию народного праздничного костюма
Народные праздничные обряды: проводим конкурсы,
ролевые и интерактивные игры или квесты
Древние образы в современных народных игрушках: создаем
пластическую форму игрушки
Древние образы в современных народных игрушках
(продолжение): выполняем роспись игрушки
Искусство Гжели: осваиваем приемы росписи
Городецкая роспись: выполняем творческие работы
Золотая Хохлома: выполняем роспись
Искусство Жостова: выполняем аппликацию фрагмента
росписи
Искусство лаковой живописи (Федоскино, Палех, Мстера,
Холуй): выполняем творческие работы по мотивам
произведений лаковой живописи
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по
бересте: выполняем творческую работу по мотивам
мезенской росписи
Роль народных художественных промыслов в современной
жизни: конкурс поисковых групп и экспертов
Зачем людям украшения: социальная роль декоративного
искусства
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Древний Египет: выполняем эскизы на темы «Алебастровая

Количество часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
22

22

23
24
25
26
27

28

29
30
31
32
33
34

ваза», «Ювелирные украшения», «Маска фараона»
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Древний Египет (продолжение). Завершение работы по
темам «Алебастровая ваза», «Ювелирные украшения»,
«Маска фараона»
Одежда говорит о человеке: выполняем коллективную
работу «Бал во дворце» (интерьер)
Одежда говорит о человеке (продолжение 1): изображение
фигур людей в костюмах для коллективной работы «Бал во
дворце»
Одежда говорит о человеке (продолжение 2): завершаем
коллективную работу «Бал во дворце»
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы: создаем
композицию эскиза герба
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы (продолжение):
создаем эскиз герба в цвете
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества:
определяем роль декоративно-прикладного искусства в
жизни современного человека и обобщаем материалы по
теме
Современное выставочное пространство: выполняем проект
эскиза панно для школьного пространства
Лоскутная аппликация, или коллаж: выполняем
практическую работу по созданию лоскутной аппликации
Витраж в оформлении интерьера школы: выполняем
коллективную практическую работу
Нарядные декоративные вазы: выполняем практическую
работу по изготовлению декоративной вазы
Декоративные игрушки из мочала: выполняем коллективную
работу в материале
Декоративные куклы: выполняем практическую работу по
изготовлению куклы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
34

23

6 КЛАСС
№
п/п
1

2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Тема урока
Пространственные искусства. Художественные материалы:
выполняем пробы различных живописных и графических
материалов и инструментов
Рисунок — основа изобразительного творчества: зарисовки с
натуры осенних трав, ягод, листьев; зарисовки письменных
принадлежностей. Линия и ее выразительные возможности.
Ритм линий: изображаем в графике разное настроение, или
травы на ветру
Пятно как средство выражения. Ритм пятен: рисуем природу
Цвет. Основы цветоведения: рисуем волшебный мир цветной
страны
Цвет в произведениях живописи: создаем по воображению
букет золотой осени на цветном фоне, передающего
радостное настроение
Объемные изображения в скульптуре: создаем образ
животного
Основы языка изображения: определяем роль
изобразительного искусства в своей жизни и обобщаем
материал, изученный ранее
Изображение предметного мира: создаем натюрморт в
технике аппликация
Многообразие форм окружающего мира: рисуем сосуды,
животных, человека из разных геометрических фигур
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива:
рисуем конус, призму, цилиндр, пирамиду
Свет и тень: рисуем распределение света и тени на
геометрических формах; драматический натюрморт
Натюрморт в графике: выполняем натюрморт в технике
«эстампа», углем или тушью
Цвет в натюрморте: выполняем натюрморт в технике
монотипии
Образ человека – главная тема в искусстве: собираем
информацию о портрете в русском искусстве
Основные пропорции головы человека: создаем портрет в
технике аппликации
Изображение головы человека в пространстве: выполняем
фотографии головы человека в разных ракурсах
Портрет в скульптуре: выполняем портрет литературного
героя из пластилина
Графический портретный рисунок: выполняем портретные
зарисовки и автопортрет
Сатирические образы человека: создаем дружеский шарж или
сатирический рисунок литературного героя
Образные возможности освещения в портрете: создаем в три
цвета портреты человека - по свету и против света

Количество часов

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
24

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Роль цвета в портрете: создаем портрет в цвете
Великие портретисты прошлого: выполняем
исследовательский проект
Портрет в изобразительном искусстве ХХ века: выполняем
исследовательский проект
Жанры в изобразительном искусстве: выполняем
исследовательский проект «Мой любимый художник»
Изображение пространства: проводим исследование на тему
«Правила перспективы «Сетка Альберти»
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива:
создаем пейзаж
Пейзаж – большой мир: создаем контрастные романтические
пейзажи «Дорога в большой мир» и «Путь реки»
Пейзаж настроения: рисуем пейзаж с передачей утреннего
или вечернего состояния природы
Пейзаж в русской живописи: рисуем пейзаж-настроение по
произведениям русских поэтов о красоте природы
Пейзаж в графике: выполняем композицию на тему:
«Весенний пейзаж» в технике граттажа или монотипии
Городской пейзаж: выполняем аппликации с графическими
дорисовками «Наш город», «Улица моего детства»
Поэзия повседневности: создаем графическую композицию
«Повседневный быт людей» по мотивам персидской
миниатюры или египетского фриза
Историческая картина: создаем композицию исторического
жанра (сюжеты из истории России)
Библейские темы в изобразительном искусстве: собираем
материал для композиции на тему: «Библейский сюжет»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

25

7 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема урока
Архитектура и дизайн – конструктивные виды искусства
Основы построения композиции
Прямые линии и организация пространства
Цвет – элемент композиционного творчества
Свободные формы: линии и тоновые пятна
Буква — изобразительный элемент композиции
Логотип как графический знак
Основы дизайна и макетирования плаката, открытки
Практическая работа «Проектирование книги /журнала»
От плоскостного изображения к объемному макету
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете
Здание как сочетание различных объёмных форм
Важнейшие архитектурные элементы здания
Вещь как сочетание объемов и образа времени
Роль и значение материала в конструкции
Роль цвета в формотворчестве
Обзор развития образно-стилевого языка архитектуры
Образ материальной культуры прошлого
Пути развития современной архитектуры и дизайна
Практическая работа «Образ современного города и
архитектурного стиля будущего»
Проектирование дизайна объектов городской среды
Дизайн пространственно-предметной среды интерьера
Организация архитектурно-ландшафтного пространства
Интерьеры общественных зданий. Роль вещи в образностилевом решении интервьюера
Дизайн-проект территории парка
Дизайн-проект территории парка
Функционально-архитектурная планировка своего жилища
Проект организации пространства и среды жилой комнаты
Дизайн-проект интерьере частного дома
Мода и культура. Стиль в одежде
Композиционно-конструктивные принципы дизайна
одежды
Дизайн современной одежды: творческие эскизы
Грим и причёска в практике дизайна
Имидж-дизайн
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

26

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Программа « Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная
линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 5-8 классы. – М.: Просвещение,
2018.»;
2. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное
искусство в жизни человека.5 класс: учебник для общеобразовательных
организаций /Н.А. Горяева, О.В.Островская;

под ред.Б.М. Неменского. – М.:

Просвещение, 2019
3.Твоя мастерская: рабочая тетрадь для 5 класса общеобразовательных
учреждений /Н.А.Горяева ; под редакцией Б.М.Неменского.-М.:Просвещение,2018
4.Н.А.Горяева «Изобразительное

искусство. Декоративно-прикладное

искусство .Методическое пособие.5 класс» / под ред. Б.М. Неменског.М.:Просвещение,2018
5.Горяева Н.А. Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное
искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 5 класс / Н.А.Горяева; под
ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2018.
6.Неменская Л.А.Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6
класс: учебник для общеобразовательных организаций/Л.А. Неменская; под
ред.Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2019.
7. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Методическое
пособие. 6 класс»; под редакцией Б.М. Неменского .-М.:Просвещение,2012
8.Питерских А.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и
архитектура в жизни человека. 7-8 класс: учебник для общеобразовательных
организаций /А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под ред.Б.М. Неменского. – М.:
Просвещение, 2019.
9.Г.Е.Гуров, А.С. Питерских. «Изобразительное искусство. Дизайн и
архитектура в жизни человека. Методическое пособие.7-8 классы по редакцией
Б.М.Неменского.-М.:Просвещение,2018

27

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://school-collection.edu.ru/
http://festival.1september.ru/
http://fcior.edu.ru/
http://window.edu.ru/

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 20.01.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (34391) 4-65-99

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».