МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Свердловская область
Управление образования Администрации Артинского городского округа
МБОУ "Барабинская ООШ им. Героя Советского Союза И.И. Черепанова"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыка»
для обучающихся 5-8 классов
приложение к АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
с. Бараба 2023 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями следующих
нормативно-правовых документов:
- Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ
-Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г
№ 1897);
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
-Адаптированной образовательной программы основного общего образования
МБОУ «Барабинская ООШ им. Героя Советского Союза И.И.Черепанова»
Изучение музыки в средней школе направлено на достижение следующих
целей:
развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части
их обшей духовной культуры;
воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего
народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным
наследием; эмоционально- ценностного, заинтересованного отношения к искусству,
стремления к музыкальному самообразованию;
развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и
восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала,
художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства,
специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационнообразной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
овладение художественно-практическими умениями и навыками в
разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и
нении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации
музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением
информационно-коммуникационных технологий).
Цели общего музыкальною образования, реализуемые через систему
ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального
развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на
расширение музыкальных интересов школьников, обеспечение их интенсивного
интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере
искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий.
2. Общая характеристика учебного предмета
Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы
художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой
деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования,
обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и
современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение
музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени
деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой
инициативы
школьников,
результатов
художественного
сотрудничества,
музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и
ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение
опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к
отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач
личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития
предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественнопедагогическом процессе.
Преемственность содержания программы V—VII классов с программой
«Музыка» для начальной школы выражается в таких аспектах, как:
- освоение учащимися основных закономерностей музыкального искусства —
интонационной природы музыки, цитрон, стилей, языка произведений народного
творчества, музыки религиозной традиции, классики и современной музыки;
-включение в контекст урока музыки широкого культурологического
пространства, подразумевающего выход за рамки музыки;
-расширение музыкально-слуховых представлений школьников, развитие
ассоциативно-образного мышления школьников на основе совершенствования
«внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» путем привлечения образов
литературы, изобразительного искусства;
-формирование способов, умений и навыков творческой деятельности
учащихся на основе усвоения особенностей художественных образов различных
видов искусства на уроках музыки.
Основные методические принципы построения программы V—VII классов:
Принцип увлеченности
Принцип
триединства
деятельности
композитора-исполнителяслушателя
Принцип тождества и контраста
Принцип интонационности
Принцип диалога культур
Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на
полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в
современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в
средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может
осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки.
В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое,
ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические,
инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен,
сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов
музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства
фиксации му-1ыкальной речи.
Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся
проявляется в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность
высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), художественных
импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных
произведений),
самостоятельной
индивидуальной
и
коллективной
исследовательской (проектной) деятельности и др.
Реализация данной программы предполагает использование методов
художественной педагогики:
Метод художественного, нравственно- эстетического познания музыки
Метод интонационно-стилевого постижения музыки
Метод эмоциональной драматургии урока
Метод концентричности изучения музыкального материала
Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и
ретроспективы в обучении)
Метод создания композиций
Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки)
3.Место предмета «Музыка» в учебном плане
Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в
соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном плане
образовательных организаций общего образования. Предмет «Музык» изучается
в V–VII классах в объеме не менее 102 часов (по 34 часа в каждом классе).
4 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история
развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по
словам академика Д. С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) — показатель
культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание
деятельной, творческой памяти — важнейшая задача музыкального образования в
основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде
обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.
Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы
художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой
деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования,
обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и
современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение
музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени
деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой
инициативы
школьников,
результатов
художественного
сотрудничества,
музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и
ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение
опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к
отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач
личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития
предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественнопедагогическом процессе.
5 Планируемые результаты освоения учебного курса
5 класс:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета «Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры
своего народа, своего края;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание
как результат освоения художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности учащихся:
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно
оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и
собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для
достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей
ступени общего образования и отражают:
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего
духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации
содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в
жизни отдельного человека и общества;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной
памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и
творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни
и искусства;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную
музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное
музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия
музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных
видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание
музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа, классическому
и современному музыкальному наследию;
овладение основами
музыкальной
грамотности:
способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во
взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями
музыкального искусства;
приобретение устойчивых
навыков
самостоятельной,
целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая
информационно-коммуникационные технологии.
6 класс
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других
народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание
как результат освоения художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно
ставить
новые
учебные
задачи
на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно
оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и
собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для
достижения запланированных результатов;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять,
рассуждать и делать выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и
роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и
работать в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному
общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты:
сформированность основ музыкальной культуры школьника как
неотъемлемой части его общей духовной культуры;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной
памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и
творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни
и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную
музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное
музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия
музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных
видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание
музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других
народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами
музыкальной
грамотности:
способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во
взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями
музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых
навыков
самостоятельной,
целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая
информационно-коммуникационные технологии;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов,
решения различных музыкально-творческих задач.
7 класс
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского
общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других
народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного
выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание
как результат освоения художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно
ставить
новые
учебные
задачи
на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно
оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и
собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для
достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять,
рассуждать и делать выводы;
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и
роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и
работать в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному
общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты:
сформированность основ музыкальной культуры школьника как
неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего
духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации
содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в
жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной
памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и
творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни
и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную
музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное
музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия
музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных
видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание
музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других
народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами
музыкальной
грамотности:
способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во
взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями
музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых
навыков
самостоятельной,
целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая
информационно-коммуникационные технологии;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов,
решения различных музыкально-творческих задач.
По окончании VII класса школьники научатся:
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать
свое отношение к искусству;
понимать специфику музыки и выявлять родство художественных
образов разных искусств, различать их особенности;
выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в
исполнении, участвовать в различных формах музицирования;
раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных
форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее
воплощения в музыке;
понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески
интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах
музыкальной деятельности;
осуществлять
исследовательскую
деятельность
художественноэстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе
связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении
концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
разбираться в событиях художественной жизни отечественной и
зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена
выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие
музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы,
музеи);
определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной,
современной музыки, разных эпох;
применять
информационно-коммуникативные
технологии
для
расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в
образовательном пространстве сети Интернет.
6 Содержание учебного предмета «Музыка»
Основное содержанием курса представлено следующими содержательными
линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная
драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации».Предлагаемые
содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом
музыки в начальной школе.
Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная,
жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных
идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство:
исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции,
творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство
исполнительской интерпретации в музыке.
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства
(литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство
зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие
выразительных средств разных видов искусства.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе.
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды.
Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Музыкальный
образ и музыкальная драматургия. Всеобщность
музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их
характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические,
романтические и героические образы и др.
Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие
как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных
форм: двухчастные и трехчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатносимфонический цикл. Воплощение единства содержания и формы.
Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное
развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи
Средневековья до рубежа XIX— XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и
григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв.,
зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и
характерные черты, специфика национальных школ).
Музыка в современном мире: традиции и инновации.
Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа.
Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие,
образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и
инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы).
Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества.
Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.
Отечественная
и
зарубежная
музыка
композиторов
XX
в.,
ее стилевоемногообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм).
Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и
симфоджаз. Современная популярная
музыка: авторская
песня, электронная
музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, дискомузыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.
Современная музыкальная
жизнь.
Выдающиеся
отечественные
и
зарубежныеисполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт,
трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано,
меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический.Музыкальные
инструменты:
духовые,
струнные, ударные,
современныеэлектронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный,
народных инструментов, эстрадно-джазовый.
В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который
предусматривает знакомство учащихся с музыкальными традициями, песнями и
музыкальными инструментами Кубани и составляет 10% учебного времени.
Начиная
с
VI
класса
в
учебники
«Музыка»
введен
раздел «Исследовательский проект». Содержание проектов ориентирует учащихся
на постижение в индивидуальной и коллективной деятельности вечных тем
искусства и жизни.
В предлагаемых проектах могут взаимодействовать такие формы урочной и
внеурочной деятельности учащихся, как индивидуальное и коллективное
музицирование, театрализация (драматизация) художественных произведений,
жизненных впечатлений школьников, творческие работы: изготовление альбомов,
газет, составление коллекций, съемка видеофильмов, рисование, конструирование,
литературное творчество (стихи, проза, эссе) и др.
Итогом деятельности по проекту может стать письменная творческая работа
учащихся, которую они публично защищают. Защита проекта может проходить в
форме компьютерной презентации, коллективного творческого дела: соревнования
команд (КВН), музыкального ринга, всеобуча для родителей, музыкального
спектакля (театрализации), представления для младших школьников и др.
Основные критерии оценки ученического проекта:
• актуальность темы и предлагаемых решений, практическим направленность
и значимость работы;
полнота и логичность раскрытия темы, ее законченность;
умение делать выводы и обобщения;
• самостоятельность суждений, уровень творчества участников проекта,
оригинальность раскрытия темы, решений;
• умение аргументировать собственную точку зрения;
• художественное оформление проекта (подбор музыкальных произведений,
слайдов, рисунков; изготовление альбомом, стендов, газет, фотографий,
видеороликов; литературное и сценическое сопровождение защиты проекта).
5 класс
Раздел 1. «Музыка и литература» 17 ч.
Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства.
Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной
музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика
средств художественной выразительности каждого из искусств.Вокальная
музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и
вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и
музыкантах. Путешествие в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в
театре, кино, на телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в
освоении содержания музыкальных образов.
Раздел 2. «Музыка и изобразительное искусство» 18 ч.
Взаимодействие музыки с изобразительным искусством Исторические
события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных
видах искусства. Об раз музыки разных эпох в изобразительном искусстве.
Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через
прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка.
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и
изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения
Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка.
Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника.
Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и
изобразительном искусстве.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в
освоении содержания музыкальных произведений.
6 класс
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и
формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада,
баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле.
Единство Поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной
музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа,
арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в
творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный
распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной
и светской музыки (хорал, токката, фуга, канта, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в.
(спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии поразного строя
музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в
освоении содержания музыкальных образов.
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)
Жизненная основа художественных образов любого вида искусства.
Воплощение нравственных исканий человека, времени и пространства в
музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов
камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцу
развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст.
Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления,
столкновения конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление опере, симфоническая
поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное
воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки.
Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры:
инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный
квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо
и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера,
киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в
освоении учащимися содержания музыкальных произведений.
7 класс
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (17 ч)
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности
композитора: Россия — Запад. Жанров разнообразие опер, балетов, мюзиклов
(историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь
музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах.
Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра,
ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые
танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические
сцены и др. Приемы симфонического paзвития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство
исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и
исполнительские коллективы. Myзыка в драматическом спектакле. Роль музыки в
кино и телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в
освоении учащимися содержания музыкальных произведений.
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки(18 ч)
Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как
формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий.
Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития
музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла:
поэтизация
искусства
прошлого,
воспроизведение
национального
или
исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках.
Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители
и исполнительские коллективы.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий для
освоения учащимися содержания музыкальных произведений.
8 класс
Содержание
программы
базируется
на
нравственно-эстетическом,
интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных
пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд»
классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия
с произведениями других видов искусства.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма
разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с
высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся
входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение.
Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит
отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность
высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных
импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полю- бившихся музыкальных
произведений),
в
самостоятельной
индивидуальной
и
коллективной
исследовательской (проектной) деятельности и др.
Музыкальное искусство в 8 классе рассматривается сквозь призму вековых
традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся вечные темы
искусства – мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков,
предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие
тем самым их непреходящее значение в искусстве. Современность трактуется
двояко: и как вечная актуальность высоких традиций, и новое, пришедшее вместе с
20 веком. Таким образом, представляется возможность путём сравнения установить,
какие музыкальные произведения продолжают идеи высокого и вечного, а какие
являют собой проявление моды или злободневных течений.
Рабочая программа по музыке для 8 класса актуализирует проблему,
связанную с взаимодействием традиции и современности (тема года «Традиция и
современность в музыке»), подробно разбирается и доказывается, что традиция и
музыка взаимосвязаны и неразделимы. Музыка рассматривается с позиции вечной
актуальности великих музыкальных произведений всех времён и поколений. В
программе есть особенность в том, что здесь представлены преимущественно
произведения отечественных композиторов.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Тематическое планирование 5 класс
Тема урока
Что роднит музыку с литературой.
Вокальная музыка. Россия. Россия, нет слова красивей….
Вся Россия просится в песню. Звучащие картины.
Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…
Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит,
гремит Кикимора
Что за прелесть эти сказки.
Жанры инструментальной и вокальной музыки.
Вторая жизнь песни.
Всю жизнь мою несу родину в душе. Звучащие картины
Скажи, откуда ты приходишь, красота
Писатели и поэты о музыке и музыкантах
Ты Моцарт, бог, и сам того не знаешь
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет
Музыка в театре, в кино, на телевидении
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл
Мир композиторов
Что роднит музыку с изобразительным искусством.
Небесное и земное в звуках и красках…
В минуту музыки печальной….
Знать через прошлое к настоящему
Музыкальная живопись и живописная музыка
Фореллен – квинтет. Дыхание русской песенности …
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве
Портрет в музыке и изобразительном искусстве
Волшебная палочка дирижера
Образы борьбы и победы в искусстве
Застывшая музыка
Полифония в музыке и живописи
Музыка на мольберте
Импрессионизм в музыке и живописи
О подвигах, о доблести, о славе
В каждой мимолетности вижу я миры…
Мир композитора
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 С веком наравне
1
Тематическое планирование 6 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Тема урока
Удивительный мир музыкальных образов. Образы
романсов и песен русских композиторов. Старинный
русский романс
Песня – романс. Мир чарующих звуков
Два музыкальных посвящения. вальс-фантазия.
Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея
Уноси мое сердце в звенящую даль…
Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
Картинная галерея
Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве
композиторов
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство
прекрасного пения
Старинной песни мир. Песни Ф. Шуберта. Картинная
галерея
Образы русской народной и духовной музыки:
Народное искусство Древней Руси
Русская духовная музыка. Духовный концерт
Фрески Софии Киевской
Перезвоны. Молитва
Образы духовной музыки Западной Европы. небесное
и земное в музыке И.С. Баха. Полифония. Фуга. Хорал
Образы скорби и печали
Фортуна правит миром. Кармина Бурана
Авторская песня: прошлое и настоящее
Джаз – искусство 20-го века
«Вечные темы искусства и жизни. Образ камерной
музыки. Инструментальная баллада
Ночной пейзаж. Картинная галерея
Инструментальный концерт
Итальянский концерт
Космический пейзаж. Быть может, вся природа –
мозаика цветов? Картинная галерея
Образы симфонической музыки. Метель. Музыкальные
Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
иллюстрации у повести А. С. Пушкина. Тройка. Вальс.
Весна и осень
Метель. Музыкальные иллюстрации к повести А.С.
Пушкина. Романс Пастораль. Военный марш. Венчание
Симфоническое развитие музыкальных образов
Программная увертюра «Эгмонт»
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
Мир музыкального театра. Балет Ромео и Джульетта
Мюзикл «Вестсайдская история»
Опера «Орфей и Эвридика».
Рок -опера «Орфей и Эвридика»
Образы киномузыки «Ромео и Джульетта 20 века»
Музыка в отечественном кино
Музыка в отечественном кино
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование 7 класс
№
Тема урока
Количество часов
1
2
3
4
5
6
7
8
Классика и современность
В музыкальном театре. Опера
Опера «Иван Сусанин
Опера «Князь Игорь
В музыкальном театре. Балет
Балет «Ярославна»
Героическая тема в русской музыке
В музыкальном театре «Мой народ американцы…»
«Порги и Бесс» Первая американская национальная
опера
Опера «Кармен»
Балет «Кармен-сюита»
Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса
«Всенощное бдение» Образы «Вечерни» и
«Утрени»
Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Вечные
темы
Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Главные
образы
Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и
Джульетта»
«Гоголь – сюита» Из музыки к спектаклю
«Ревизская сказка»
Музыкальная драматургия – развитие музыки
Два направления музыкальной культуры. Духовная
музыка. Светская музыка
Камерная инструментальная музыка. Этюд.
Транскрипция
Циклические формы инструментальной музыки
Соната. Соната № 8 (Патетическая) Л.В. Бетховена
Соната № 2 С. Прокофьева. Соната № 11 В.А.
Моцарта
Симфоническая музыка. Симфония № 103 Й.
1
1
1
1
1
1
1
1
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Гайдна
Симфония № 40 В.А. Моцарт
Симфония № 1 (Классическая) С. Прокофьева
Симфония № 5 Л.В. Бетховена. Симфония № 8
(Неоконченная) Ф. Шуберта
Симфония № 1» В. Калинникова. «Симфония № 5»
П. И. Чайковского
Симфония № 7 (Ленинградская) Д. Шостаковича
Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси
Инструментальный концерт
Рапсодия в стиле «Блюз» Дж. Гершвина
Музыка народов мира
Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование 8 класс
№
Тема урока
Количество часов
1
2
3
4
5
Музыка «старая» и «новая»
Настоящая музыка не бывает «старой»
Живая сила традиции
Искусство начинается с мифа.
Мир сказочной мифологии: Н. А. РимскийКорсаков. Опера «Снегурочка».
Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского.
1
1
1
1
1
Поэма радости и света:К. Дебюсси
«Благословляю вас, леса...»
Обобщение по теме: «Сказочно-мифологические
темы в музыке»
Образы радости в музыке.
«Мелодией одной звучат печаль и радость...».
«Слезы людские, о слезы людские...».
Бессмертные звуки «Лунной» сонаты.
Тема любви в музыке. П. И. Чайковский «Евгений
Онегин».
«В крови горит огонь желанья...».
Трагедия любви в музыке.
Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра
«Эгмонт».
Мотивы пути- дороги в русском искусстве.
Обобщение по теме: «Мир человеческих чувств».
1
1
1
Мир духовной музыки.
Колокольный звон на Руси.
Рождественская звезда
От Рождества до Крещения.
«Светлый праздник». Православная музыка сегодня.
Как мы понимаем современность.
Вечные сюжеты.
Философские образы XX века: «Турангалиласимфония» О. Мессиана.
Новые области в музыке XX века.
1
1
1
1
1
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
29
30
31
32
33
34
Новые области в музыке XX века.
Лирические страницы советской музыки.
Диалог времен в музыке А. Шнитке.
«Любовь никогда не перестанет...».
Музыка всегда остается.
Обобщающий урок по теме года «Традиции и
современность в музыке».
1
1
1
1
1
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Музыка: 5-й класс: учебник, 5 класс/ Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
• Музыка: 6-й класс: учебник, 6 класс/ Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
• Музыка: 7-й класс: учебник, 7 класс/ Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
• Музыка: 8-й класс: учебник, 8 класс/ Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Музыка. 5-8 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников
Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразоват. организаций
/ [Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова]. – 4-е изд. – М.: Просвещение,
2021. – 126 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76f453-552f31d9b164
2. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
3. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа:
http://school-collection.edu.ru
5. Российская Электронная Школа