РП Чтение (Литературное чтение) 5-9 (ОВЗ)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Свердловская область
Управление образования Администрации Артинского городского округа
МБОУ "Барабинская ООШ им. Героя Советского Союза И.И. Черепанова"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Чтение (литературное чтение)»
для обучающихся 5-9 классов
приложение к АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

с. Бараба 2023 г.

Пояснительная записка
Изучение учебного предмета "Чтение (литературное чтение)" имеет своей
целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков
мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания
художественного и научно-познавательного текстов;
развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания
художественных и научно-познавательных текстов;
развитие положительных качеств и свойств личности;
Содержание учебного предмета
1. Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного
творчества

(сказка,

былина,

предание,

легенда).

Стихотворные

и

прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научнопопулярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книгисправочники, детская энциклопедия.
2. Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических
подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным,
труду, друг другу; о жизни обучающихся, их дружбе и товариществе; о
нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь,
смерть, правда, ложь).
3. Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины,
легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
4. Ориентировка в литературоведческих понятиях:
2

литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина,
сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя;
присказка, зачин, диалог, произведение;
герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж;
стихотворение, рифма, строка, строфа;
средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм);
элементы книги: переплет, обложка, форзац, титульный лист, оглавление,
предисловие, послесловие.
5. Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых
глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений.
Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков
беглого чтения.
6. Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий.
Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев.
Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской
позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление
текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный,
краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
7. Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов.
Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение
дневников

внеклассного

чтения

(коллективное

или

с

помощью

педагогического работника).
5 класс
Устное народное творчество
Считалочки. Заклички-приговорки. Потешки. Пословицы и поговорки.
3

Загадки.
Сказки. «Никита Кожемяка» (Русская сказка). «Как наказали медведя»
(Тофаларская сказка). «Золотые руки (Башкирская сказка»). «Морозко»
(Русская сказка). «Два Мороза» (Русская сказка). «Три дочери» (Татарская
сказка). «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (Отрывки) А.
Пушкин. «Серая Шейка» по Д. Мамину-Сибиряку. Картины родной
природы.
Лето. «Июнь». Г. Скребицкий. «Ярко солнце светит...» И. Суриков.
«Июльская гроза». (Отрывки.) А. Платонов. «Берёзка». А. Прокофьев. «Вот
иклонится лето к закату...» Ю. Гордиенко
Осень. «Сентябрь». По Г. Скребицкому. «Золотая осень». По И. СоколовуМикитову

«Осень».

К.

Бальмонт.

«Добро

пожаловать!»

По

Г.

Скребицкому.
«Осенние грусти...» По В. Астафьеву. «Первый снег». И. Бунин.
О друзьях-товарищах. «Колючка». Ю. Яковлев. «Рыцарь Вася». Ю.
Яковлев.
«Витя Малеев в школе и дома» (Отрывок). Н. Носов «Фосфорический»
мальчик. В. Медведев. «Дорогой подарок». Л. Воронкова. «Твой друг».Я.
Аким.Басни. И. Крылова «Ворона и Лисица», «Щука и Кот», «Квартет».
Спешите делать добро. «Будущий олимпиец». Н. Хмелик. «Слепой домик».
О. Бондарчук. «Бабка». Осеева «Сухой хлеб», А. Платонов. «Люся».
(Отрывок из повести «Последний срок»). В. Распутин. «Труд». В. Брюсов.
«Огромное небо». Р. Рождественский.
Картины

родной

природы.

«Зима»,

«Чародейкою

зимою...».

Ф.

Тютчев.
«Декабрь.». Г. Скребицкий. «К зиме». К. Бальмонт «Всяк посвоему».
Г. Скребицкий. «Поёт зима — аукает...» С. Есенин «Берёза». С. Есенин.
«Зимняя дорога». А. Пушкин.
4

Весна. «Март» Г. Скребицкий. «Вот уж снег последний в поле
тает…».

А. Толстой.

(Отрывки.)

Г.

«От

первых

проталин

Скребицкий.«Весна-красна».

«.

до

первой

Грачи

грозы».

прилетели».

«Заветный кораблик». «В весеннем лесу».«Весенние ручьи.».«Гонимы
вешними лучами...». А. Пушкин «Ворона». А. Блок«Подснежник». Е.
Серова «Весна». И.Соколов-Микитов.«.Крупный дождь в лесу зелёном» И.
Бунин. «Черёмуха». С. Есенин. «Весна, весною, о весне» Я. Аким.
О животных. «Тема и Жучка». (Отрывок из повести «Детство Темы»).
«Я. Гарин-Михайловский. Желтухин». (Отрывок из повести «Детство
Никиты».). А. Толстой. «Кот- ворюга». К. Паустовский» «Про обезьянку».
Б. Житков.«Дачники». Э. Асадов. Из рассказов «Олёны Даниловны». Ф.
Абрамов. «Будь человеком». С. Михалков.
Из прошлого нашего народа. На поле Куликовом. По О. Тихомирову.
Рассказы о войне 1812 года. По С. Алексееву. «И снится ей жаркое лето...»
(Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».) Н. Некрасов. Белый пудель.
(Отрывки.) А. Куприн «Снега, поднимитесь метелью!» По Л. Жарикову. «У
Могилы неизвестного солдата». Ю. Коринец.
Из произведений зарубежных писателей. «Гаврош». (Отрывки.). В.Гюго
«Приключения Тома Сойера». (Отрывок.) М. Твен «Чудесное путешествие
Нильса с дикими гусями». (Отрывки.) С. Лагерлёф. «Русалочка». (Отрывок).
6 класс
Красота характера и поступков. «Отечество». По В. Пескову. «Россия».
М. Ножкин. «Моя Родина». (Из воспоминаний детства.) М. Пришвин.
«Сентябрь». В. Бианки «Лес, точно терем расписной...». И. Бунин.
«Грабитель. Ю. Качаев. Белый домик. Б. Житков. Звонкие ключи. А.
Белорусец. Заячьи лапы. К. Паустовский Осенний день в берёзовой роще.
(Отрывок из рассказа «Свидание».) И. Тургенев. Хитрюга Е. Носов.
«Октябрь». В.Бианки. «Будь человеком». С. Михалков. «Петя мечтает». Б.
Заходер. «Слон и муравей» (Сказка.) по Д. Биссету. Кузнечик Денди.
5

(Сказка.) по Д. Биссету. «Как один мальчик играл с палкой» Дж.
Родари.«Пуговкин домик». Дж. Родари.
Литературные сказки. Илья Муромец и Соловей-разбойник. (Отрывок
из былины.) Москва. (В сокращении.) Ф. Глинка. «Ноябрь». В. Бианки.
«Без Нарвы не видать моря». По С. Алексееву. «На берегу Невы». По С.
Алексееву

«Рассказы

о

русском

подвиге».

По

С.

Алексееву

«Великодушный русский воин». По Е. Холмогоровой. Как Незнайка
сочинял стихи. По Н. Носову. «Тайна цены» (Сказка.) Е.Пермяк.
«Здравствуйте!» (В сокращении). Перевод с польского Д. Гальпериной.
«Декабрь». В. Бианки. «Новогодние загадки». Б. Благинина.
«Встреча зимы». (В сокращении.) А. Никитин. «Тёплый снег». А. Дорохов.
«Вот север, тучи нагоняя...». А. Пушкин. «Пушкин». Д. Хармс.
«Январь». В. Бианки.«Ель». (Сказка.) Х.-К. Андерсен. «Ванька». А.Чехов
«Весело сияет месяц над селом...». (Отрывок.) И. Никитин «Белый снег
пушистый в воздухе кружится...». (Отрывок.) И. Суриков «Леля и
Минька». М. Зощенко «Пурга». Ю. Рытхэу.«Таинственный ночной
гость». Ю.Дмитриев. «Февраль». В. Бианки. «Двенадцать месяцев».
(Отрывки.) С. Маршак. «Снежная королева». (Сказка.) по Х.-К. Андерсену.
«Первые приметы». С.Смирнов «Март». В. Банки. «Весна идёт» по В.
Пескову.
Весна. «Жаркий час». М. Пришвин. «Весенняя песня». (Сказка.) Т.
Скребицкий «Жаворонок». В. Жуковский. «Детство Никиты» (Отрывок.) А.
Толстой «Как после мартовских метелей...». А. Твардовский «И вот шатёр
свой голубой опять раскинула весна...». А. Плещеев. «Апрель» В. Бианки.
Природа в литературных сказках. «Стальное колечко». (Сказка.) К.
Паустовский «Злодейка». По В. Астафьеву. «Рассказы про зверей» по
Е. Барониной. «Кот в сапогах». В. Драгунский «Заяц и еж». Д. Хармс.
«Зеркало и обезьяна». (Басня.) И. Крылов. «Рикки-Тикки-Тави» По Р.
Киплинг «Дождь пролетел и сгорел на лету...». В. Набоков «Май». В.
6

Бианки. «Наши песни спеты на войне». (В сокращении.) М. Дудин
«Звездолёт «Брунька». (Сказка). В. Медведев. «Корзина с еловыми
шишками». По К. Паустовскому «Маленький принц» по А. де СентЭкзюпери. «Зорькина песня». (Глава из повести «Последний поклон») В.
Астафьев. «Нынче ветер, как мальчишка, весел...» Н. Рыленков
7 класс
Устное народное творчество. Сказки. «Сивка-бурка» (Русская
народная сказка). «Журавль и Цапля» (Русская народная сказка). «Умный
мужик» (Русская народная сказка). Былина «Три поездки Ильи Муромца».
Народные песни «Ах, кабы на цветы не морозы...». «По улице мостовой».
Пословицы. Загадки.
Из произведений русской литературы X1X века. Александр Сергеевич
Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». «Зимний
вечер». «У Лукоморья». Михаил Юрьевич Лермонтов. «Бородино». Иван
Андреевич Крылов.«Кукушка и петух». «Волк и журавль»». Слон и
Моська». Николай Алексеевич Некрасов Несжатая полоса. Генерал
Топтыгин. Лев Николаевич Толстой Кавказский пленник (в сокращении).
Антон Павлович Чехов «Хамелеон». Владимир Галактионович Короленко
«Дети подземелья» (в сокращении).
Из произведений русской литературы XX века. Максим Горький
«Детство» (Отрывки из повести). В людях (Отрывки из повести). Михаил
Васильевич

Исаковский

«Детство».

«Ветер».

«Весна».

Константин

Георгиевич Паустовский.«Последний чёрт» Михаил Михайлович Зощенко
«Великие путешественники». Константин Михайлович Симонов. «Сын
артиллериста» (Отрывки) Валентин Петрович Катаев «Флаг». Николай
Иванович Рыленков «Деревья». «Весна без вещуньи-кукушки...».
в тающей дымке...» Юрий Иосифович Коваль.«Капитан
«Картофельная

собака»

Юрий

Яковлевич

«Всё

Клюквин».

Яковлев«Багульник».
7

Радий Петрович Погодин «Время говорит – пора». Анатолий Георгиевич
Алексин «Двадцать девятое февраля» (Отрывок из повести «Звоните и
приезжайте») Константин Яковлевич Ваншенкин «Мальчишка». «Снежки».
8 класс
Устное народное творчество. Сказки. «Волшебное кольцо» (Русская
народная сказка). Пословицы и поговорки. Баллады. «Перчатка» (Повесть).
В.А.Жуковский. «Нашла коса на камень». И.З.Суриков. Былины. «Садко»
(Отрывок).
Произведения

русских

писателей

XIX

века.

Александр

Сергеевич

Пушкин
«Публичное испытание». М.Я.Басин. «Записки о Пушкине» (Отрывок).
И.И.Пущин «Памятник» (Отрывок). «Во глубине сибирских руд...».
«Зимнее утро». «И. И. Пущину». «Няне». «Сожжённое письмо» (Отрывок).
«Я вас любил». «Сказка о попе и о работнике его Балде». Михаил
Юрьевич Лермонтов.«Смерть поэта» (Отрывок). «Родина» (Отрывок).
«Парус». «Сосна». «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца Калашникова» (Отрывки). Иван Андреевич
Крылов. «Волк на псарне». «Осел и Соловей». «Муха и Пчела». Николай
Алексеевич Некрасов «Размышления у парадного подъезда» (Отрывок). «В
полном разгаре страда деревенская…». «Мороз Красный нос» (Отрывок).
«Русские женщины» (Отрывок). Иван Саввич Никитин «Русь» (Отрывок).
Иван Сергеевич Тургенев «Муму» (в сокращении). Лев Николаевич
Толстой «После бала» (В сокращении).
Произведения русских писателей I половины ХХ века. Антон Павлович
Чехов « Лошадиная фамилия». Владимир Галактионович Короленко
«Слепой музыкант»

(Отрывки).

Максим

Горький

«Макар

Чудра»

(Отрывок). Сергей Александрович Есенин «Спит ковыль». «Пороша»
«Отговорила

роща

золотая...».

Андрей

Платонович

Платонов

«Разноцветная бабочка» (Сказка). Алексей Николаевич Толстой «Русский
8

характер». Николай Алексеевич Заболоцкий«Некрасивая девочка».
Произведения русских писателей II половины ХХ века. Константин
Георгиевич Паустовский «Телеграмма» (В сокращении). Рувим Исаевич
Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (Отрыв ки).
Лев Абрамович Кассиль «Пекины бутсы». Александр Трифонович
Твардовский « Василий Тёркин» (Отрывки из поэмы). Василий Макарович
Шукшин « Гринька Малюгин» (В сокращении) Виктор Петрович Астафьев.
«Далёкая и близкая сказка» (Глава из повести «Последний поклон»).
Радий Петрович Погодин «Алфред». Алексей Александрович Сурков
«Родина». «Утро на берегу озера».
9 класс
Устное народное творчество. Русские народные песни. Колыбельная
«За морем синичка не пышно жила...» Былины. «На заставе богатырской»
(в сокращении).

Сказки.

«Сказка

про

Василису

Премудрую»

(в

сокращении).
«Лиса и тетерев».
Из произведений русской литературы XIX века. Василий Андреевич
Жуковский «Три пояса» (в сокращении). Иван Андреевич Крылов «Кот и
Повар» (в сокращении). Александр Сергеевич Пушкин «Руслан и
Людмила» (в сокращении). «Барышня-крестьянка» (в сокращении). Михаил
Юрьевич

Лермонтов

сокращении).

«Тучи».

Николай

«Баллада».

Васильевич

Гоголь

«Морская
«Майская

царевна»
ночь

(в
или

Утопленница» (отрывки в сокращении). Николай Алексеевич Некрасов
«Рыцарь на час» (отрывки) «Саша» (отрывок). Афанасий Афанасьевич Фет
«На заре ты ее не буди...» «Помню я, старушка няня...». «Это утро, радость
эта».

Антон

Павлович

Чехов

«Злоумышленник»

(в

сокращении)

«Пересолил».
Из произведений русской литературы XX века. Максим Горький
«Песня о Соколе» (в сокращении). Владимир Владимирович Маяковский
9

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на
даче» (в сокращении). Марина Ивановна Цветаева «Красной кистью...».
«Вчера ещё в глаза глядел...» Константин Георгиевич Паустовский
«Стекольный мастер». Сергей Александрович Есенин «Нивы сжаты, рощи
голы...». «Собаке Качалова». Михаил Александрович Шолохов «Судьба
человека» (отрывки в сокращении). Евгений Иванович Носов «Трудный
хлеб». Николай Михайлович Рубцов «Тихая моя родина» (в сокращении).
«Русский огонёк» (в сокращении). «Зимняя песня». Юрий Иосифович
Коваль «Приключения Васи Куролесова» (отрывок).
Из произведений зарубежной литературы. (Для внеклассного чтения)
Роберт Луис Стивенсон. «Вересковый мёд» (в сокращении). Эрнест
Сетон-Томпсон «Снап» (отрывок в сокращении). Джеральд Даррелл.
«Живописный жираф» (отрывок в сокращении).
Планируемые предметные результаты
Минимальный уровень:
правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи,
доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);
определение

темы

произведения

(под

руководством

педагогического

работника);
ответы на вопросы педагогического работника по фактическому содержанию
произведения своими словами;
участие

в

коллективном

составлении

словесно-логического

плана

прочитанного и разобранного под руководством педагогического работника
текста;
пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с
помощью педагогического работника);
10

выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;
установление последовательности событий в произведении;
определение главных героев текста;
составление элементарной характеристики героя на основе предложенного
плана и по вопросам педагогического работника;
нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения
с помощью педагогического работника;
заучивание наизусть 7 - 9 стихотворений;
самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию
произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.
Достаточный уровень:
правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых
усвоенных норм орфоэпии;
ответы на вопросы педагогического работника своими словами и словами
автора (выборочное чтение);
определение темы художественного произведения;
определение основной мысли произведения (с помощью педагогического
работника);
самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию
текста;
формулировка заголовков пунктов плана (с помощью педагогического
работника);

11

различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным
обоснованием;
определение собственного отношения к поступкам героев (героя), сравнение
собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с
использованием примеров из текста (с помощью педагогического работника);
пересказ текста по коллективно составленному плану;
нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения
и смысла с опорой на контекст;
ориентировка в круге доступного чтения, выбор интересующей литературы
(с

помощью

взрослого),

самостоятельное

чтение

художественной

литературы;
знание наизусть 10 - 12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.

Тематическое планирование
5 класс
№

Тема урока

Кол-во
часов

Устное народное творчество
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Считалки.
Заклички - приговорки.
Потешки.
Пословицы и поговорки.
Загадки.
Сказки. Русская народная сказка «Никита Кожемяка».
Сказка «Как наказали медведя».
Сказка «Золотые руки».
Сказка «Морозко».
Внеклассное чтение. Русские народные сказки.
Русская сказка «Два мороза».
Татарская сказка «Три дочери».
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Борьба добра и зла.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Природа- участница событий жизни человека.
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Чтение и анализ ч.3.
Конкурс чтецов по произведению «Сказка о мертвой царевне
и семи богатырях».
Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка». Изменения в природе
осенью.
Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка». Знакомства Серой
Шейки.
Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка». Описание зимы.
Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка». Составление рассказа о
серой Шейке по плану.
Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»
Экскурсия в природу.
Сочинение «Почему я люблю сказки».
Картины родной природы. Лето.
Г. Скребицкий «Июнь».
И. Суриков «Ярко солнце светит».
А. Платонов «Июльская гроза». Начало грозы.
А. Платонов «Июльская гроза». Состояние природы.
А. Платонов «Июльская гроза». Поведение детей.
А. Платонов «Июльская гроза». Поступок старика.
А. Прокофьев «Березка».
Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату».
Внеклассное чтение. «Летние каникулы».
Осень.
Г. Скребицкий «Сентябрь».
И. Соколов-Микитов «Золотая осень»
К. Бальмонт «Осень».
Г. Скребицкий «Добро пожаловать».
В. Астафьев «Осенние грусти».
И. Бунин «Первый снег».
О друзьях-товарищах.
Ю. Яковлев «Колючка».
Ю. Яковлев «Колючка». Красота поступка Веры.
Ю. Яковлев «Рыцарь Вася».
Ю. Яковлев «Рыцарь Вася». Поступки Димки Ковалева.
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома».
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома».Характер главного
героя.
В. Медведев «Фосфорический мальчик».Обсуждение
прочитанного.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13

46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.

В. Медведев «Фосфорический мальчик». Образы героев
Внеклассное чтение. Н. Носов «Фантазеры».
Л. Воронкова «Дорогой подарок».
Л. Воронкова «Дорогой подарок». Конкурс рисунков
Я. Аким «Твой друг».
Басни И. Крылова.
И. Крылов «Ворона и лисица».
И. Крылов «Щука и кот».
И. Крылов «Квартет».
И. Крылов. Басни. Выразительное чтение.
Внеклассное чтение. Басни И. Крылова.
Спешите делать добро.
Н. Хмелик «Будущий олимпиец».
О. Бондарчук «Слепой домик».
В. Осеева «Бабка». Отношение семьи к старому человеку.
В. Осеева «Бабка». Черты характера Борьки.
В. Осеева «Бабка». Отношение Борьки к бабушке.
В. Осеева «Бабка». Потрясения Борьки.
А. Платонов «Сухой хлеб».
Осмысление нравственной проблематики рассказа А.
Платонова «Сухой хлеб».
В. Распутин «Люся».
В. Брюсов «Труд».
Р. Рождественский «Огромное небо».
Внеклассное чтение. В. Осеева «Волшебное слово».
Зима.
Ф. Тютчев «Зима».
Г. Скребицкий «Декабрь».
К. Бальмонт «К зиме».
Г. Скребицкий «Всяк по-своему».
Г. Скребицкий «Всяк по-своему». Анализ 2 части.
С. Есенин «Зима».
С. Есенин «Береза»
А. Пушкин «Зимняя дорога».
Сочинение по картине А. А. Пластова «Первый снег».
Весна.
Г. Скребицкий «Март».
А. Толстой «Вот уж снег…».
Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы».
Г. Скребицкий «Весна-красна».
Г. Скребицкий «Грачи прилетели».
Г. Скребицкий «Заветный кораблик».
Г. Скребицкий «В весеннем лесу».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14

84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.

А. Толстой «Весенний ручей».
Внеклассное чтение. К. Паустовский «Похождения жука –
носорога».
А. Пушкин «Гонимы вешними лучами».
А. Блок «Ворона».
Е. Серова «Подснежник».
И. Соколов-Микитов «Весна».
И. Бунин «Крупный дождь».
С. Есенин «Черемуха».
Я. Аким «Весна, весною, о весне».
Обобщение по теме «Весна»
О животных.
Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка». Спасение.
Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка». Качества характера
мальчика.
А. Толстой «Желтухин».Жизнь скворца.
А. Толстой «Желтухин». Ссора Желтухина с воробьем.
А. Толстой «Желтухин». Отношение членов семьи к птенцу.
К. Паустовский «Кот Ворюга».
Б. Житков «Про обезьяну».
Б. Житков «Про обезьяну». Главные герои.
Б. Житков «Про обезьяну». Проказы Яшки.
А. Асадов «Дачники», ч.1.
А. Асадов «Дачники», ч.2.
Внеклассное чтение. Рассказы о животных.
Ф. Абрамов «Из рассказов Олены Даниловны».
С. Михалков «Будь человеком».
Из прошлого нашего народа.
На поле Куликовом. По О. Тихомирову «Москва собирает
войско».
«Куликовская битва».
«Слава героям».
Рассказы о войне 1912года. По С. Алексееву «Бородино».
«Ключи».
«Конец похода».
Н. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз».
А. Куприн «Белый пудель»
А. Куприн «Белый пудель». Отношения людей и собаки.
А. Куприн «Белый пудель». Бродячие артисты.
А. Куприн «Белый пудель». Жизнь Сергея и Трилли.
Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью», ч.1.
Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью». Защитники
Москвы.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15

1
1
1

131.

Просмотр фильма «Двадцать восемь панфиловцев
Внеклассное чтение. Рассказы о войне.
Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата». Обобщение
по теме.
Из произведений зарубежных писателей.
В. Гюго «Маленький Гаврош»
В. Гюго «Гаврош опекает малышей»
М. Твен «Приключения Тома Сойера» Главные герои.
М. Твен «Приключения Тома Сойера». Дружба детей.
М. Твен «Приключения Тома Сойера». Проверочный тест
С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими
гусями». Лесной гном.
С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими
гусями». Изложение.
Г. Х. Андерсен «Русалочка».

132.

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Просмотр мультфильма.

1

133.

1

134.
135.

Обобщение по теме «Из произведений зарубежных
писателей».
Внеклассное чтение. В.А. Осеева «Волшебное слово».
Обобщающий урок по курсу 5-го класса.

136.

Годовая контрольная работа по курсу 5-го. Класса.

1

121.
122.
123.

124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

6 класс
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Тема
урока

Колво
часов
«Отечество». По В. Пескову.
1
Стихи о наших городах. «Ноябрьск». Л.Федорова«Россия». М.
1
Ножкин.
«Здесь начало России – В этом снежном краю», «Моя Родина»
1
М. Пришвин.
«Сентябрь». В. Бианки. Проверка техники чтения.
1
«Лес точно терем расписной…» И. Бунин. Заучивание
1
наизусть.
«Грабитель». Ю. Качаев.
1
«Белый домик». Б.Житков. Знакомство с автором.
1
«Белый домик». Б.Житков. Пересказ.
1
«Звонкие ключи». А. Белорусец.
1
«Звонкие ключи». А. Белорусец. Выделение главной мысли.
1
«Звонкие ключи. А. Белорусец». Выразительное чтение.
1
16

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.

«Звонкие ключи». А. Белорусец. Стихотворение наизусть.
«Заячьи лапы» К. Паустовский. Знакомство с произведением.
«Заячьи лапы» К. Паустовский. Главные герои произведения.
«Заячьи лапы» К. Паустовский. Деление текста на части.
«Заячьи лапы» К. Паустовский. Пересказ по частям.
«Осенний день в берёзовой роще». И.Тургенев.
«Куропатка» (немецкая сказка) «Хитрюга» Е .Носов.
«Октябрь» В. Бианки.
«Будь человеком». С. Михалков.
«Лёле» (Легенда) Н. Дудников. «Петя мечтает» Б.
Заходер.Заучивание наизусть.
«Рыбья война» (Сказка) Н. Дудников. «Слон и
муравей». (Сказка) По Д. Биссету.
«Кузнечик Денди» (Сказка) По Д. Биссету.
«Как один мальчик играл с палкой». Дж. Родари.
«Пуговкин домик» Дж. Родари.
«Пуговкин домик». Дж. Родари. Главные герои произведения.
«Пуговкин домик». Дж. Родари. Чтение по ролям.
«Илья Муромец и Соловей-разбойник» (Отрывок из былины)
«Москва» (В сокращении) Ф.Глинка.
«Ноябрь». В. Бианки.
«Без Нарвы не видать моря». По С. Алексееву.
«На берегу Невы». По С. Алексееву.
«На берегу Невы». По С. Алексееву. Закрепление.
Рассказы о русском подвиге. «Медаль». По С. Алексееву.
«Гришенька». По С. Алексееву.
Великодушный русский воин. «Серебряный лебедь».По
Е.Холмогоровой.
Великодушный русский воин. «Боевое крещение». По Е.
Холмогоровой.
Великодушный русский воин. «День рождения Наполеона».
По Е.Холмогоровой.
Великодушный русский воин. «В дни спокойные».По
Е.Холмогоровой.
«Как Незнайка сочинял стихи». По Н. Носову.
«Как Незнайка сочинял стихи». По Н.Носову. Чтение отрывка.
«Тайна цены» (Сказка) Е.Пермяк.
«Тайна цены» (Сказка) Е.Пермяк. Пересказ.
«Здравствуйте» (В сокращении) Перевод Д. Гальпериной.
«Декабрь». В. Бианки.
«Новогодние загадки». Е. Благинина.
«Встреча зимы» (В сокращении) А. Никитин.
«Теплый снег». А. Дорохов.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17

49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.

«Вот север тучи нагоняя…» А. Пушкин. Заучивание наизусть.
«Пушкин». Д. Хармс.
«Пушкин». Д. Хармс. Деление текста на части. Главная
мысль произведения.
«Пушкин». Д. Хармс. Пересказ.
«Январь». В. Бианки.
«Ель» (Сказка) Х. К. Андерсен.
«Ель» (Сказка) Х. К. Андерсен. Главные герои произведения.
«Ель» (Сказка) Х. К. Андерсен. Чтение по ролям.
«Ель» (Сказка) Х. К. Андерсен. Пересказ отрывка.
«Ванька». А. П. Чехов.
Мелодии снежинок. Р. Ругин. «Весело сияет месяц над
селом…» (Отрывок) И. Никитин.
«Белый снег пушистый в воздухе кружится…» (Отрывок) И.
Суриков. Чтение наизусть.
«Лёля и Минька». М. Зощенко
«Лёля и Минька». М. Зощенко. Выразительное чтение
отрывка.
«Пурга». Ю. Рытхэу.
«Пурга». Ю. Рытхэу. Выразительное чтение.
«Таинственный ночной гость». Ю. Дмитриев.
«Таинственный ночной гость». Ю. Дмитриев. Главные
герои произведения.
«Приметы». Л. Лапцуй, Р. Ругин. «Февраль». В. Бианки.
«Двенадцать месяцев» (Отрывок) С. Маршак. Знакомство с С.
Я. Маршаком.
«Двенадцать месяцев» (Отрывок) С. Маршак. Главные герои
произведения.
«Двенадцать месяцев» (Отрывок) С. Маршак. Чтение по ролям.
«Двенадцать месяцев» (Отрывок) С.Маршак. Выразительное
чтение.
«Двенадцать месяцев» (Отрывок) С. Маршак. Пересказ
отрывка.
«Снежная королева» (Сказка) по Х. К. Андерсену. Знакомство
с автором произведения.
«Снежная королева» (Сказка) По Х. К. Андерсену. Знакомство
с произведением.
«Снежная королева» (Сказка) По Х. К. Андерсену.
Главные герои.
«Снежная королева» (Сказка) По Х. К. Андерсену. Чтение
по ролям.
«Снежная королева» (Сказка) По Х. К.Андерсену.
Инсценировка отрывка.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

18

78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.

«Снежная королева» (Сказка) По Х. К.Андерсену.
Выразительное чтение.
«Снежная королева» (Сказка) По Х. К. Андерсену.
Пересказ отрывка.
«Снежная королева» (Сказка) По Х. К. Андерсену.
Закрепление.
«Снежная королева» (Сказка) По Х. К. Андерсену.
Викторина по произведению.
«Первые приметы» С. Смирнов. Чтение наизусть.
«Март» В. Бианки.
«Март» В. Бианки. Стихотворение наизусть.
«Весна идёт». По В. Пескову.
«Весна идёт». По В. Пескову. Выразительное чтение.
«Жаркий час» М. Пришвин.
«Весенняя песня». (Сказка) Г. Скребицкий.
«Весенняя песня» (Сказка) Г. Скребицкий. Главные герои.
«Весенняя песня» (Сказка) Г. Скребицкий. Чтение по ролям.
«Снегирь» А. Ванеев.
«Жаворонок» В. Жуковский. Чтение наизусть.
«Детство Никиты». (Отрывок) А.Толстой.
«Как после мартовских метелей…». А.Твардовский.
«И вот шатер свой голубой опять раскинула». Апрель
В. Бианки.
«Стальное колечко» (Сказка) К..Паустовский.
«Стальное колечко» (Сказка) К..Паустовский. Главные
герои произведения.
«Стальное колечко» (Сказка) К..Паустовский.
Выразительное чтение отрывка.
«Злодейка» По В. Астафьеву.
«Рассказы про зверей». По Е. Барониной.
«Рассказы про зверей». По Е. Барониной. Викторина по
произведению.
«Кот в сапогах». В. Драгунский. Знакомство с автором.
«Кот в сапогах». В. Драгунский. Главные герои произведения
«Кот в сапогах». В. Драгунский. Деление на части
произведения.
«Кот в сапогах» В. Драгунский. Пересказ произведения.
«Заяц и ёж». Д. Хармс. Знакомство с произведением.
«Заяц и еж» Д. Хармс. Деление на части произведения.
«Заяц и ёж». Д. Хармс. Выразительное чтение отрывка.
«Зеркало и обезьяна». (Басня) И. Крылов. Знакомство с
автором.
«Зеркало и обезьяна». Знакомство с жанром «Басня».
«Зеркало и обезьяна». Мораль басни.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19

112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.

«Зеркало и обезьяна». (Басня) И.Крылов. Наизусть.
«Рикки-Тикки-Тави» по Р. Киплингу. Знакомство с автором.
«Рикки-Тикки-Тави» по Р. Киплингу. Знакомство с
произведением.
«Рикки-Тикки-Тави» по Р. Киплингу. Главная мысль
произведения.
«Рикки-Тикки-Тави» по Р. Киплингу. Главные герои
произведения.
«Рикки-Тикки-Тави» по Р. Киплингу. Выразительное чтение.
«Рикки-Тикки-Тави» по Р. Киплингу. Выразительное чтение
по ролям.
«Рикки-Тикки-Тави» по Р. Киплингу. Пересказ текста.
«Рикки-Тикки-Тави» по Р. Киплингу. Пересказ текста по
плану.
«Рикки-Тикки-Тави»
по
Р.
Киплингу.Закреплениеразгадывание кроссворда по тексту.
«Дождь пролетел и сгорел на лету…» В. Набоков «Май»
В. Бианки. Знакомство с произведениями.
«Дождь пролетел и сгорел на лету…» В. Набоков, «Май»
В. Бианки. Выразительное чтение.
«Дождь пролетел и сгорел на лету…» В. Набоков, «Май»
В. Бианки. Чтение наизусть по выбору.
«Наши песни спеты на войне» (В сокращении). М. Дудин.
«Наши песни спеты на войне» (В сокращении). М.
Дудин. Пересказ.
Звездолёт «Брунька» (Сказка). В. Медведев. Знакомство с
произведением.
Звездолёт «Брунька» (Сказка) В. Медведев. Главные герои.
Звездолёт «Брунька» (Сказка) В.Медведев. Чтение по ролям.
«Маленький принц» По А. де Сент-Экзюпери. Знакомство
с автором.
«Маленький принц» По А. де Сент-Экзюпери. Главные
герои произведения. Пересказ текста.
«Корзина с еловыми шишками». По К. Паустовскому.
Выразительное чтение.
«Зорькина песня». (Глава из повести «Последний
поклон») В..Астафьев. Знакомство с произведением.
«Зорькина песня» (Глава из повести «Последний поклон»)
В. Астафьев. Чтение по ролям.Пересказ.
«Нынче ветер, как мальчишка, весел…». Н. Рыленков.
Знакомство со стихотворением. Выразительное чтение.
Подведение итогов.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

20

7 класс
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

20
21
22
23

Тема урока
Устное народное творчество
«Сивка- бурка». Русская народная сказка
«Сивка- бурка». Русская народная сказка. Главные герои.
Развитие речи. «Сивка- бурка». Составление рассказа по
иллюстрациям сказки
«Журавль и Цапля». Русская народная сказка.
Развитие речи. «Журавль и Цапля». Чтение сказки по ролям.
Русская народная сказка «Умный мужик».
Русская народная сказка «Умный мужик». Чтение по ролям.
«Умный мужик». Инсценирование сказки.
Былина «Три поездки Ильи Муромца».
Былина «Три поездки Ильи Муромца» Литературный портрет
русского богатыря.
Былина «Три поездки Ильи Муромца» Инсценированные
эпизодов былины.
Народные песни. «Ах, кабы на цветы не морозы» «По улице
мостовой».
Народные песни. «По улице мостовой».
Пословицы.
Развитие речи. Тематические группы пословиц.
Загадки.
Развитие речи. Тематические загадки.
Из произведений русской литературы ХIХ века
А.С. Пушкин. Жизнь и творчество поэта.
А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди».
А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» Положительные и
отрицательные герои в сказке. Главные герои.
А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» Положительные и
отрицательные герои в сказке.
А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»
Эпитеты, сравнения.
А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»Чтение эпизодов по
ролям.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

21

24

А.С. Пушкин. «Зимний вечер». Природа в творчестве поэта.

1

25

А.С. Пушкин. «Зимний вечер». Выражение настроения через
описание природы.
А.С. Пушкин. «У Лукоморья»- эпилог к поэме «Руслан и
Людмила»
А.С. Пушкин. «У Лукоморья». Собирательные сказочные
образы в прологе.
А.С. Пушкин. «У Лукоморья». Устаревшие слова
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта.
М. Ю. Лермонтов. «Бородино». История в творчестве поэта.
М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Монолог. Диалог.
М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Выразительное чтение.
И.А. Крылов. Жизнь и творчество поэта.
И.А. Крылов. Басня «Кукушка и Петух».
И.А. Крылов. Басня «Кукушка и Петух». Чтение по ролям
И.А. Крылов. «Волк и Журавль».
И.А. Крылов. «Волк и Журавль». Выразительное чтение.
И.А. Крылов. «Слон и Моська»
И.А. Крылов. «Слон и Моська». Выразительное чтение.
Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество поэта.
Н.А. Некрасов. «Несжатая полоса».
Н.А. Некрасов. «Несжатая полоса». Труд крестьянина в
творчестве поэта.
Н.А. Некрасов. «Генерал Топтыгин»

1

Н.А. Некрасов. «Генерал Топтыгин» Смешное и комичное в
стихотворении
Н.А. Некрасов. «Генерал Топтыгин». Выразительное чтение.
Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество поэта.
Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»
Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник» Главный герой
повести.
Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.
Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин:
разные герои – разные судьбы.
Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Дина.
Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и жители
горного аула.
Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Роль описания
природы в повести.
Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Анализ 5 главы
«Настоящий товарищ».

1

26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

22

55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73

74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85

Развитие речи. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник».
Выразительное чтение прозаического текста.
Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Чтение и анализ 6
главы.
Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Дружба Жилина и
Дины. Пересказ по плану.
Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Смысл названия
повести.
Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Историческая эпоха в
произведении.
А. П. Чехов. Знакомство с автором.
А. П. Чехов. «Хамелеон». Юмористический рассказ.
А. П. Чехов. «Хамелеон». Герои рассказа.
А. П. Чехов. «Хамелеон». Литературный портрет Очумелого.
А. П. Чехов. «Хамелеон». Чтение эпизодов по ролям.
В. Г. Короленко. Жизнь и творчество поэта.
В. Г. Короленко. «Дети подземелья»

1

В. Г. Короленко. «Дети подземелья» Отношения Васи с
отцом.
В. Г. Короленко. «Дети подземелья» Новое знакомство.
В. Г. Короленко. «Дети подземелья» Литературный портрет
Валека и Маруси.
В. Г. Короленко. «Дети подземелья». Соня и Вася.
В. Г. Короленко. «Дети подземелья» Анализ главы «Кукла»
В. Г. Короленко. «Дети подземелья». Мир детства глазами
автора.
Развитие речи. Устное сочинение по плану «Минуты
радости и тревоги».
Произведения русской литературы ХХ
века
М. Горький. Жизнь и творчество поэта. Псевдоним.
М. Горький. «Детство». Автобиографическая повесть.
М. Горький. «Детство». Главный герой повести.
М. Горький. «Детство». Обстановка в доме деда
М. Горький. «Детство». Обучение грамоте
М. Горький. «Детство». Пересказ эпизода «Напёрсток»
М. Горький. «Детство». Литературный портрет бабушки.
Развитие речи. М. Горький. «Детство». Рассказ по плану.
Литературный портрет Алёшки.
М. Горький. «В людях» Жизнь Алексея в доме чертёжника.
М. Горький. « В людях» Увлечение Алексея чтением книг.
М. Горький. « В людях». Выразительное чтение отрывка.
М. В. Исаковский. «Детство».

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23

86
87
88
89
90
91
92
93
94

95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117

М. В. Исаковский «Ветер».
М. В. Исаковский. «Весна».
Урок –концерт по стихам М. В. Исаковского.
К. Г. Паустовский. Жизнь и творчество поэта.
К. Г. Паустовский. «Последний чёрт».
К. Г. Паустовский. «Последний чёрт». Литературный портрет
деда – чудака.
К.Г. Паустовский. «Последний чёрт» Поход на озеро.
К. Г. Паустовский. «Последний чёрт» Встреча с пеликаном.
М. М. Зощенко. Жизнь и творчество поэта.
М. М. Зощенко. «Великие путешественники».

1
1
1
1
1
1

М. М. Зощенко. «Великие путешественники». Подготовка к
кругосветному путешествию.
М. М. Зощенко. «Великие путешественники» Первый день
путешествия.
М. М. Зощенко. «Великие путешественники.» Ночёвка в
лесу.
М. М. Зощенко. «Великие путешественники.» Печальный
результат путешествия.
Развитие речи. Ответ на вопрос: как автор относится к
детям?
К.М. Симонов. Жизнь и творчество поэта.
К.М. Симонов. «Сын артиллериста» Комментированное
чтение 1 части.
К.М. Симонов. Комментированное чтение 2 части
К.М. Симонов. Комментированное чтение 3 части
К.М. Симонов. «Сын артиллериста».

1

К.М. Симонов. «Сын артиллериста». Чтение эпизодов по
ролям.
В.П. Катаев. Биография писателя.
В.П. Катаев. «Флаг».
В.П. Катаев. «Флаг». Жизнь осаждённого форта
В.П. Катаев. «Флаг». Ответ матросов на ультиматум немцев.
Развитие речи.
Составить рассказ о подвиге моряков.
Н. И. Рыленков. Биография писателя
Н. И. Рыленков. «Деревня»
Н. И. Рыленков. «Весна без вещуньи-кукушки…»
Н. И. Рыленков. «Всё в тающей дымке…»
Ю.И. Коваль. Биография писателя.
Ю.И. Коваль. «Капитан Клюквин». Настоящий певец.

1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
24

118
119
120
121
122
123

124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134136

Ю.И. Коваль. «Капитан Клюквин» Доброта в отношениях
человека и птицы.
Ю.И. Коваль. «Капитан Клюквин». Комические моменты в
рассказе.
Ю.И. Коваль. «Картофельная собака». Пересказ 1 части.
Ю.И. Коваль. «Картофельная собака». Охарактеризовать
собаку.
Ю.И. Коваль. «Картофельная собака». Чтение по ролям.
Ю. Я. Яковлев. «Багульник» Смысл названия рассказа.
Ю. Я. Яковлев. «Багульник». Характеристика главного героя.
Р. П. Погодин. «Время говорит - пора».
А. Г. Алексин. «Двадцать девятое февраля» Работа над
планом рассказа.
А. Г. Алексин. «Двадцать девятое февраля». Пересказ текста
по плану.
К.Я. Ваншенкин. «Мальчишка».
К.Я. Ваншенкин. «Снежки».
Повторение
Обобщающий урок по курсу 7-го класса.
Годовая контрольная работа по курсу 7-го класса.
Анализ контрольной работы по курсу 7-го класса.
Подведение итогов года. Рекомендации по чтению на лето.
Резервные уроки.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
3

8 класс
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Тема урока
Устное народное творчество
Введение. Жанры устного народного творчества
Сказка. Виды сказок.
Русская народная сказка «Волшебное кольцо».
Русская народная сказка «Волшебное кольцо». Сюжет и
герои сказки.
Русская народная сказка «Волшебное кольцо».
Характеристика героев.
Понятие о балладе.
В.А.Жуковский «Перчатка»
В.А.Жуковский «Перчатка». Жизненные ценности в балладе.
Суриков И.З. «Нашла коса на камень»
Понятие о былине. Герои былин

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41

Былина «Добрыня и змей». Мудрость народа
Развитие речи. Особенности былинного слога. Выразительное
чтение отрывка.
Внеклассное чтение. «Русские народные сказки»
Произведения русских писателей XIX века
Пушкин. А.С.Очерк жизни и творчества
Басина М. «Публичное испытание»
Пущин И.И. «Записки о Пушкине»
Пушкин А.С. «Памятник», «Во глубине сибирских руд…»
Пушкин А.С. «Зимнее утро»
Пушкин А.С. «И.И.Пущину», «19 октября 1827».
Тема дружбы в творчестве поэта.
Пушкин А.С. «Няне», «На холмах Грузии…», «Сожженное
письмо»
Пушкин А.С. «Сказка о попе и о работнике его Балде».
Чтение и обсуждение сказки.
Пушкин А.С. «Сказка о попе и о работнике его Балде».
Характеристика главного героя сказки.
Пушкин А.С. «Сказка о попе и о работнике его Балде».
Юмор и ирония в сказке.
Развитие речи. Викторина по творчеству А.С.Пушкина.
Лермонтов М.Ю. Слово о поэте.
М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта»
Лермонтов М.Ю. «Родина»
Лермонтов М.Ю. «Парус»
Лермонтов М.Ю. «Сосна»
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений о
Родине Лермонтова М.Ю.
Лермонтов М.Ю. «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Лермонтов М.Ю. «Песня про царя Ивана Васильевича..».
Сюжет поэмы.
Лермонтов М.Ю. «Песня про царя Ивана Васильевича..».
Герои поэмы.
Лермонтов М.Ю. «Песня про царя Ивана Васильевича…».
Историческая основа в произведении.
Развитие речи. Сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова
«Песня про царя Ивана Васильевича…»
Крылов. И.А. Очерк жизни и творчества
Жанровые особенности басни.
Герои басен И.А.Крылова.
Крылов И.А. «Волк на псарне»
Крылов И.А. «Осел и Соловей»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
26

1
1

44

Крылов И.А. «Муха и пчела»
Развитие речи. Выразительное чтение одной их басен
И.А.Крылова.
Некрасов Н.А.Слово о писателе.

45
46

Некрасов Н.А. «Размышления у парадного подъезда»
Некрасов Н.А. «В полном разгаре страда деревенская…»

1
1

Некрасов Н.А. Судьба народа в произведениях поэта.
Некрасов Н.А. «Мороз, Красный нос».
Некрасов Н.А. «Мороз, Красный нос». Герои поэмы.
Некрасов Н.А. «Мороз, Красный нос».Тяжелая женская доля.
Некрасов Н.А. «Русские женщины»
Некрасов Н.А. «Русские женщины». Историческая основа
произведения.
Некрасов Н.А «Русские женщины». Сравнение и гипербола в
поэме.
Никитин И.С. Слово о поэте.
Никитин И.С. Слово о поэте. Стихотворение «Русь».
Никитин И.С. «Утро на берегу озера»
Развитие речи. Образ русской природы в творчестве поэта.
Тургенев И.С. Слово о писателе.
Тургенев И.С. «Муму». Историческая эпоха в произведении.
Тургенев И.С. «Муму». Главные герои произведения.
Тургенев И.С. «Муму». Нравы при дворе барыни.
Тургенев И.С «Муму». Герасим и Муму.
Тургенев И.С «Муму». Герасим и дворня.
Тургенев И.С. «Муму». Причина трагической развязки
рассказа
Развитие речи. Сочинение по повести И. С. Тургенева
«Муму».
Толстой Л. Н. Слово о писателе.
Толстой Л. Н. «После бала».
Толстой Л. Н. «После бала». Главный герой и его чувства.
Толстой Л. Н. «После бала». Историческое время в рассказе.
Толстой Л. Н. «После бала». Контраст в рассказе.
Викторина по произведениям писателей XIX века.
Произведения русских писателей 1–ой половины XX века.
Чехов А.П.Слово о писателе.
Чехов А.П. «Лошадиная фамилия».
Внеклассное чтение. Юмор в рассказах Чехова А.П.
Короленко В.Г.Слово о писателе.
Короленко В.Г. «Слепой музыкант». Сюжет рассказа.
Короленко В.Г. «Слепой музыкант». Мир главного героя.

1
1
1
1
1
1

42
43

47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
27

78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100

101
102
103
104
105
106
107

Короленко В.Г. «Слепой музыкант». Роль музыки и дружбы в
жизни людей.
Короленко В.Г. «Слепой музыкант» Петр и Эвелина. Анализ
взаимоотношений героев.
Короленко В.Г. «Слепой музыкант». Что значит найти свое
место в жизни?
Развитие речи. Сочинение по рассказу В.Г.Короленко
«Слепой музыкант»
Горький М. Слово о писателе.
Горький М. «Макар Чудра».
Горький М. «Макар Чудра». Судьба героя.
Есенин С.А.Слово о поэте.
Есенин С.А. «Спит ковыль»
Есенин С.А. «Пороша»
Есенин С.А. «Отговорила роща золотая»
Русская природа в стихах С.А.Есенина
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений С. А.
Есенина.
Платонов А. А. Слово о писателе.
Авторская сказка. В чём сходство и различие с народной?
Платонов А. А.Сказка «Разноцветная бабочка».
Толстой А. К. Слово о писателе.
Толстой А. К. «Русский характер».
Толстой А. К. «Русский характер». Человеческая красота высшее качество русского народного характера.
Заболоцкий Н.А. Слово о поэте.
Заболоцкий Н.А. «Некрасивая девочка».

1

Понятие о внешней и внутренней красоте в литературе и в
жизни.
Викторина по произведениям писателей 1-ой половины XX
века
Произведения русских писателей 2–ой половины XX века
Паустовский К.Г. Слово о писателе.
Паустовский К.Г. «Телеграмма».
Паустовский К.Г. «Телеграмма». Понятие о «непоправимой
вине».
Фраерман Р.И. Слово о писателе.
Фраерман Р.И. «Дикая собака динго, или повесть о первой
любви». Катя и Филька. Первые слезы.
Фраерман Р.И. «Дикая собака динго, или повесть о первой
любви». Катя и Коля. Анализ взаимоотношений.
Фраерман Р.И. «Дикая собака динго, или повесть о первой
любви». Нравственные проблемы повести.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
28

108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133136

Развитие речи. Сочинение по повести Р.И. Фраермана «Что
значит истинная дружба?»
Кассиль Л.А. Слово о писателе
Кассиль Л.А. «Пекины бутсы». Личностные качества Пеки.
Кассиль Л.А. «Пекины бутсы». Смешное и грустное в
рассказе.
Твардовский А.Т. Слово о поэте. «Василий Теркин».
Отрывок «Гармонь».
Твардовский А.Т. «Василий Теркин».Отрывок «Кто стрелял»,
«В наступлении».
Развитие речи. Отзыв-мнение о личности литературного
героя Василия Теркина.
Шукшин В.М. Слово о писателе. Рассказ «Гринька
Малюгин».
Шукшин В.М. «Гринька Малюгин». Оценка главного героя.
Шукшин В.М. «Гринька Малюгин». Понятие о красоте
человека.
Астафьев В.П.Слово о писателе.
Астафьев В.П. «Далекая и близкая сказка» (глава из повести
«Последний поклон»).
Астафьев В.П. «Далекая и близкая сказка» (глава из повести
«Последний поклон»). Роль музыки в жизни человека.
Внеклассное чтение. Астафьев В. П. «Белогрудка».
Погодин Р.П. Слово о писателе.
Погодин Р.П. «Алфред». Герои произведения.
Погодин Р.П. «Алфред». Личностные качества главного
героя.
Погодин Р.П. «Алфред». Отношение к труду.
Погодин Р.П. «Алфред». Понятие о трусости и предательстве.
Сурков А.А. Слово о поэте. Стихотворение «Родина».
Внеклассное чтение. Поэты о родной природе.
Итоги
Повторение по курсу чтения в 8 классе.
Итоговая работа по курсу чтения в 8 классе.
Анализ работы по курсу чтения в 8 классе.
Рекомендации для чтения на лето.
Резервные уроки.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4

29

9 класс
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Тема урока
«Устное народное творчество»
Устное народное творчество.
Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки.
Развитие речи. Сборник пословиц и поговорок.
Русские народные песни.
Колыбельные песни.
«За морем синичка не пышно жила…» - (русская народная
песня).
Былина «На заставе богатырской».
Образ героя былины «На заставе богатырской».
Загадки.
«Сказка про Василису Премудрую».
«Сказка про Василису Премудрую». Мудрость народа в
сказочных сюжетах.
Развитие речи. Отзыв по сказке «Про Василису
Премудрую».
«Лиса и тетерев» - русская народная сказка.
Внеклассное чтение. Русские народные сказки.
«Из произведений русской литературы ХIХ века»
Жуковский В. А. Слово о писателе.
Жуковский В. А. «Три пояса».
Жуковский В. А. «Три пояса» Сюжет и герои сказки.
Развитие речи. Отзыв по сказке В. А. Жуковского «Три
пояса».
Крылов И. А. Слово о писателе.
Крылов И. А. «Кот и Повар».
Пушкин А. С. Биографические справки.
Пушкин А. С. «Руслан и Людмила».
Пушкин А. С. «Руслан и Людмила» Характеристика главных
героев.
Пушкин А. С. «Руслан и Людмила». Отношения главных
героев.
Пушкин А. С. «Руслан и Людмила». Народная поэтика на
страницах произведения.
Развитие речи. Отзыв по произведению А. С. Пушкина
«Руслан и Людмила».
Пушкин А. С. «Барышня-крестьянка.
Пушкин А. С. «Барышня-крестьянка. Сюжет повести.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
30

29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60

А. С. Пушкин. Повесть «Барышня-крестьянка». Анализ
эпизода «Первая встреча Лизы с барином».
А. С. Пушкин. Повесть «Барышня-крестьянка». Анализ
эпизода «Случай на прогулке».
Пушкин А. С. «Барышня-крестьянка». Образы главных героев.
Историческая эпоха в произведении.
Обобщающий урок по повести А. С. Пушкина «Барышнякрестьянка».
Развитие речи. Отзыв по повести А. С. Пушкин «Барышнякрестьянка».
Развитие речи. Викторина по произведениям А. С. Пушкина.
Лермонтов М. Ю. Биографические справки.
Лермонтов М. Ю. «Тучи».
Внеклассное чтение. Тема одиночества в творчестве поэта.
Лермонтов М. Ю. «Баллада».
Лермонтов М. Ю. «Морская царевна».
Мотивы народного эпоса в произведениях М.Ю.Лермонтова.
Развитие речи. Сочинение по картине И.Н. Крамского
«Русалки».
Развитие речи. Викторина по произведениям М.Ю.
Лермонтова .
Гоголь Н. В. Биографические справки.
Гоголь Н. В. «Майская ночь или Утопленница». Ганна.
Гоголь Н. В. «Майская ночь или Утопленница».
Утопленница.
Гоголь Н. В. «Майская ночь или Утопленница».
Пробуждение.
Развитие речи. Мистические образы в произведениях
Н.В.Гоголя.
Некрасов Н.А. Биографические справки.
Некрасов Н. А. «Рыцарь на час».
Некрасов Н. А. «Саша».
Внеклассное чтение. Метафоры и сравнения в
произведениях Н.А Некрасова.
Развитие речи. Работа с репродукцией картины В.Д.
Поленова «Горелый лес».
Внеклассное чтение. Искандер Ф.А. «Сердце».
Фет А. А. Биографические справки.
Фет А. А. «На заре ты ее не буди».
Фет А. А. «Помню я: старушка няня…».
Фет А. А. «Это утро, радость эта..».
Развитие речи. Поэтика стихов А.А.Фета.
Чехов А. П. Биографические справки.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
31

1
1
1
1
1
1

75

Чехов А. П. «Злоумышленник».
Чехов А. П. «Пересолил».
Юмор и сатира в рассказах А.П.Чехова
Внеклассное чтение. Чехов А.П. «Переполох».
Развитие речи. Отзыв на рассказ А.П. Чехова.
Викторина по теме «Из произведений русской литературы
ХIХ века».
«Из произведений русской литературы ХХ века»
Горький М. Биографические заметки.
Горький М. Рассказ «Песня о Соколе».
Историческая предыстория создания «Песни о соколе»
Горький М. «Песня о соколе». Характеристика героев.
Маяковский В. В. Биографические справки.
Отличительные особенности поэзии В.В.Маяковского.
Маяковский В. В. «Необычайное приключение, бывшее с
Владимиром Маяковским летом на даче».
Развитие речи. Маяковский В. В. «Необычайное
приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на
даче».Выразительное чтение
Цветаева М. И. Биографические справки

76

Цветаева М. И. «Красною кистью..».

1

77
78
79
80
81

Цветаева М. И. «Вчера еще в глаза глядел».
Внеклассное чтение. Мир лирики в поэзии М.И.Цветаевой
Паустовский К. Г. Биографические справки.
Паустовский К. Г. «Стекольный мастер».
Паустовский К. Г. «Стекольный мастер». Сюжет рассказа.

1
1
1
1
1

82

Паустовский К. Г. «Стекольный мастер». Герои рассказа.

1

83
84
85
86
87

Паустовский К. Г. «Стекольный мастер». Природа в рассказе.
Внеклассное чтение. Паустовский К.Г. «Старый повар».
Есенин С. А. Биографические справки.
Есенин С. А. «Нивы сжаты, рощи голы».
Внеклассное чтение. Особый лиризм русской природы в
стихах С.А.Есенина
Развитие речи. Сочинение по картине В.Д. Поленова
«Ранний снег».
Есенин С. А. «Собаке Качалова».
Развитие речи. Стихотворения С. А. Есенина.
Шолохов М. А.Биографические справки.
Шолохов М. А. «Судьба человека».
Шолохов М. А. «Судьба человека». Нравственная
проблематика рассказа.
Шолохов М. А. «Судьба человека». Образ главного героя.

1
1
1
1
1

61
62
63
64
65
66

67
68
69
70
71
72
73
74

88
89
90
91
92
93
94

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
32

95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123

Шолохов М. А. «Судьба человека». Анализ эпизодов.
Шолохов М. А. «Судьба человека»: судьба героя – судьба
Родины.
Развитие речи. Шолохов М. А. «Судьба человека».
Выразительное чтение отрывка.
Развитие речи. Отзыв по произведению Шолохова М.А.
«Судьба человека».
Внеклассное чтение. Васильев Б. Л. «А зори здесь тихие».
Внеклассное чтение. «Героическое прошлое России».
Носов Е. И. Биографические справки.
Носов Е. И. «Трудный хлеб».
Носов Е. И. «Трудный хлеб». Урок доброты и
нравственности.
Рубцов Н. М. «Тихая моя Родина».
Рубцов Н. М. «Русский огонек».
Рубцов Н. М. «Зимняя песня».
Внеклассное чтение. Душевные струны поэзии Н.М.Рубцова.
Коваль Ю. И. Биографические справки.
Коваль Ю. И. «Приключения Васи Куролесова».

1
1

Коваль Ю. И. «Приключения Васи Куролесова». Тертый
калач.
Коваль Ю. И. «Приключения Васи Куролесова». Парочка
поросят.
Коваль Ю. И. «Приключения Васи Куролесова». Темная
ночь.
Коваль Ю. И. «Приключения Васи Куролесова». Рыжий.
Коваль Ю. И. «Приключения Васи Куролесова».
Обыкновенный мешок.
Коваль Ю. И. «Приключения Васи Куролесова». Юмор и
поучительность произведения.
Коваль Ю. И. Обобщающий урок по рассказу «Приключения
Васи Куролесова».
Викторина по теме «Произведение писателей XX века».
Из произведений зарубежной литературы
Стивенсон Р. Л. «Вересковый мед».
Стивенсон Р. Л. «Вересковый мед». Основная идея
произведения.
Стивенсон Р. Л. «Вересковый мед». Стойкость и мужество в
балладе.
Развитие речи. Стивенсон Р. Л. «Вересковый мед».
Выразительное чтение.
Э. Сетон-Томпсон «Снап».
Э. Сетон-Томпсон. Рассказ «Снап». Основная мысль

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33

124
125

126
127

128
129
130
131
132136

произведения.
Э. Сетон-Томпсон «Снап». Отвага маленького героя.
Развитие речи. Э. Сетон-Томпсон. «Снап». Сочинение о
каком-либо домашнем животном на тему «Случай из моей
жизни».
Д. Даррелл. «Живописный жираф».
Д. Даррелл. «Живописный жираф». Сравнительная
характеристика Питера и Билли.
Итоги
Повторение и обобщение изученного в 9 классе.
Итоговое тестирование по темам, изученным в 9 классе.
Анализ и коррекция ошибок, допущенных в итоговом
тестировании
Рекомендации по чтению летом.
Резервные уроки

1
1

1
1

1
1
1
1
5

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 20.01.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (34391) 4-65-99

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».