МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Свердловска область
Управление образования Администрации Артинского Городского округа
МБОУ "Барабинская ООШ им. Героя Советского Союза И.И.
Черепанова"
Рабочая программа
по учебному предмету
«Музыка»
1-4 класса
(приложение к АООП образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальное нарушение)
с. Бараба 2023 г.
Пояснительная записка.
Обучение музыки предназначено для формирования у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных
знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их
музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности. Цель:
приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной
культуры. Задачи учебного предмета "Музыка": накопление первоначальных
впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта
(овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и
доступными исполнительскими умениями); приобщение к культурной среде,
дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование
стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов,
самостоятельной музыкальной деятельности; развитие способности получать
удовольствие
от
музыкальных
произведений,
выделение
собственных
предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной
музыкально деятельности; формирование простейших эстетических ориентиров
и их использование в организации обыденной жизни и праздника; развитие
восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов,
певческого голоса, творческих способностей обучающихся. Музыкальнообразовательный
процесс
основан
на
принципе
индивидуализации
и
дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и
воспитания,
оптимистической
доступности,
систематичности
перспективы,
и
комплексности
последовательности,
обучения,
наглядности.
В
содержание программы входит овладение обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и
объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки,
хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных
инструментах детского оркестра.
Содержание программного материала
уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных
видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и
исполнения, вокальных упражнений: Восприятие музыки: Репертуар для
слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка
народная и композиторская; детская, классическая, современная. Примерная
тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях,
детстве, школьной жизни. Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая,
колыбельная песни. Слушание музыки: а) овладение умением спокойно
слушать
музыку,
воплощенные
в
адекватно
музыкальных
реагировать
на
художественные
произведениях;
развитие
образы,
элементарных
представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых
произведений; б) развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального
реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по
своему характеру; в) развитие умения передавать словами внутреннее
содержание музыкального произведения; г) развитие умения определять
разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец,
песня,
весела,
грустная,
спокойная
мелодия);
д)
развитие
умения
самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения
различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном
произведении; е) развитие умения различать части песни (запев, припев,
проигрыш, окончание); ж) ознакомление с пением соло и хором; формирование
представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр); з)
знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано,
барабан, скрипка). Хоровое пение: Песенный репертуар: произведения
отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская;
детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен
быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и явления,
иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы,
соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к
детскому голосу. Примерная тематика произведений: о природе, труде,
профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни. Жанровое
разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные
песни. Навык пения: обучение певческой установке: непринужденное, но
подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое
свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;
работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого,
одновременного
вдоха,
соответствующего
характеру
и
темпу
песни;
формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы;
отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более
длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при
исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения
распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными
динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания); пение
коротких попевок на одном дыхании;
естественного,
ненапряженного
формирование устойчивого навыка
звучания;
развитие
умения
правильно
формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно
выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие
умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог;
развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого
произведения; развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над
кантиленой - способностью певческого голоса к напевному исполнению
мелодии); активизация внимания к единой правильной интонации; развитие
точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и
индивидуально; развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок
произведения без сопровождения педагогического работника и инструмента ("а
капелла"); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на
всем диапазоне; развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе
специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить
куплет
хорошо
знакомой
песни
путем
беззвучной
сопровождении инструмента; дифференцирование
артикуляции
в
звуков по высоте
и
направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее,
нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа
рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения
определять сильную долю на слух; развитие понимания содержания песни на
основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста;
выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими
элементами динамических оттенков; формирование понимания дирижерских
жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения); развитие умения слышать
вступление и правильно начинать пение вместе с педагогическим работником и
без него, прислушиваться к пению других обучающихся; развитие пения в
унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен
ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля; развитие умения
использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические
оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен; пение
спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах
mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко); укрепление и
постепенное расширение певческого диапазона ми1 - ля1, ре1 - си1, до1 - до2.
получение эстетического наслаждения от собственного пения. В содержание
программного материала уроков по изучению элементов музыкальной грамоты
входит:
ознакомление
с
высотой
звука
(высокие,
средние,
низкие);
ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая - forte, тихая -
piano); развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие):
элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ,
добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до
мажор). Игра на музыкальных инструментах детского оркестра: Репертуар для
исполнения:
фольклорные
произведения,
произведения
композиторов-
классиков и современных авторов. Жанровое разнообразие: марш, полька,
вальс Содержание: обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы,
бубен, треугольник; металлофон; ложки); обучение игре на балалайке или
других доступных народных инструментах; обучение игре на фортепиано.
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
"Музыка":
Минимальный уровень:
определение
характера
и
содержания
знакомых
музыкальных
произведений, предусмотренных Программой; представления о некоторых
музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара); пение с
инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагогического
работника);
выразительное,
слаженное
и
достаточно
исполнение выученных песен с простейшими
эмоциональное
элементами динамических
оттенков; правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое
произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; правильная передача
мелодии в диапазоне ре1 - си1; различение вступления, запева, припева,
проигрыша, окончания песни; различение песни, танца, марша; передача
ритмического рисунка
попевок (хлопками,
на
металлофоне,
голосом);
определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных
произведений (веселые, грустные и спокойные); владение элементарными
представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
самостоятельное
исполнение
разученных
детских
песен;
знание
динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо); представления о народных
музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли,
свирель, гармонь, трещотка); представления об особенностях мелодического
голосоведения
(плавно,
отрывисто,
скачкообразно);
пение
хором
с
выполнением требований художественного исполнения; ясное и четкое
произнесение слов в песнях подвижного характера; исполнение выученных
песен
без
музыкального
сопровождения,
самостоятельно;
различение
разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; владение
элементами музыкальной грамоты, как средства осознания
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Народная музыка России
Край, в котором ты живёшь: «Наш край» (То березка, то
1.1
рябина…, муз. Д.Б. Кабалевского, сл. А.Пришельца);
«Моя Россия» (муз. Г. Струве, сл. Н.Соловьёвой)
Русский фольклор: русские народные песни «Во
кузнице», «Веселые гуси», «Скок, скок, молодой
1.2
дроздок», «Земелюшка-чернозем», «У кота-воркота»,
«Солдатушки, бравы ребятушки»; заклички
Русские народные музыкальные инструменты: русские
народные песни «Ходит зайка по саду», «Как у наших у
1.3
ворот», песня Т.А. Потапенко «Скворушка прощается»;
В.Я.Шаинский «Дважды два – четыре»
Сказки, мифы и легенды: С.Прокофьев. Симфоническая
1.4
сказка «Петя и Волк»; Н. Римский-Корсаков «Садко»
Фольклор народов России: татарская народная песня
1.5
«Энисэ», якутская народная песня «Олененок»
Народные праздники: «Рождественское чудо» колядка;
1.6
«Прощай, прощай Масленица» русская народная песня
Итого по разделу
Раздел 2. Классическая музыка
Композиторы – детям: Д.Кабалевский песня о школе;
П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»,
2.1
«Мама», «Песня жаворонка» из Детского альбома; Г.
Дмитриев Вальс, В. Ребиков «Медведь»
Оркестр: И. Гайдн Анданте из симфонии № 94; Л.ван
2.2
Бетховен Маршевая тема из финала Пятой симфонии
Музыкальные инструменты. Флейта: И.С.Бах «Шутка»,
В.Моцарт Аллегретто из оперы волшебная флейта, тема
2.3
Птички из сказки С.С. Прокофьева «Петя и Волк»;
«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка,
«Сиринкс» К. Дебюсси
Вокальная музыка: С.С. Прокофьев, стихи А. Барто
2.4
«Болтунья»; М.И. Глинка, стихи Н. Кукольника
«Попутная песня»
Инструментальная музыка: П.И. Чайковский «Мама»,
2.5
«Игра в лошадки» из Детского альбома, С.С. Прокофьев
«Раскаяние» из Детской музыки
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
Русские композиторы-классики: П.И. Чайковский
«Утренняя молитва», «Полька» из Детского альбома
Европейские композиторы-классики: Л. ван Бетховен
2.7
Марш «Афинские развалины», И.Брамс «Колыбельная»
Итого по разделу
Раздел 3. Музыка в жизни человека
Музыкальные пейзажи: С.С. Прокофьев «Дождь и
радуга», «Утро», «Вечер» из Детской музыки; утренний
пейзаж П.И.Чайковского, Э.Грига, Д.Б.Кабалевского;
3.1
музыка вечера - «Вечерняя сказка» А.И. Хачатуряна;
«Колыбельная медведицы» сл. Яковлева, муз.
Е.П.Крылатова; «Вечерняя музыка» В. Гаврилина;
«Летний вечер тих и ясен…» на сл. Фета
Музыкальные портреты: песня «Болтунья» сл. А. Барто,
3.2
муз. С. Прокофьева; П.И. Чайковский «Баба Яга» из
Детского альбома; Л. Моцарт «Менуэт»
Танцы, игры и веселье: А. Спадавеккиа «Добрый жук»,
3.3
песня из к/ф «Золушка», И. Дунаевский Полька; И.С. Бах
«Волынка»
Какой же праздник без музыки? О. Бихлер марш
3.4
«Триумф победителей»; В. Соловьев-Седой Марш
нахимовцев; песни, посвящённые Дню Победы
Итого по разделу
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Музыка народов мира
Певец своего народа: А. Хачатурян Андантино,
1.1
«Подражание народному»
Музыка стран ближнего зарубежья: Белорусские
народные песни «Савка и Гришка», «Бульба», Г.
1.2
Гусейнли, сл. Т. Муталлибова «Мои цыплята»; Лезгинка,
танец народов Кавказа; Лезгинка из балета А.Хачатуряна
«Гаянэ»
Музыка стран дальнего зарубежья: «Гусята» – немецкая
народная песня, «Аннушка» – чешская народная песня,
1.3
М. Теодоракис народный танец «Сиртаки», «Чудесная
лютня»: этническая музыка
Итого по разделу
Раздел 2. Духовная музыка
Звучание храма: П.И. Чайковский «Утренняя молитва» и
2.1
«В церкви» из Детского альбома
Религиозные праздники:Рождественский псалом «Эта
2.2
ночь святая», Рождественская песня «Тихая ночь»
Итого по разделу
2.6
1
1
7
1
1
1
1
4
1
2
2
5
1
1
2
Раздел 3. Музыка театра и кино
Музыкальная сказка на сцене, на экране: оперы-сказки
3.1
«Муха-цокотуха», «Волк и семеро козлят»; песни из
мультфильма «Бременские музыканты»
Театр оперы и балета: П. Чайковский балет
«Щелкунчик». Танцы из второго действия: Шоколад
(испанский танец), Кофе (арабский танец), Чай
3.2
(китайский танец), Трепак (русский танец), Танец
пастушков; И. Стравинский – «Поганый пляс Кощеева
царства» и «Финал» из балета «Жар-Птица»
Балет. Хореография – искусство танца: П. Чайковский.
3.3
Финал 1-го действия из балета «Спящая красавица»
Опера. Главные герои и номера оперного спектакля:
3.4
мужской и женский хоры из Интродукции оперы М.И.
Глинки «Иван Сусанин»
Итого по разделу
Раздел 4. Современная музыкальная культура
Современные обработки классики:В. Моцарт
«Колыбельная»; А. Вивальди «Летняя гроза» в
4.1
современной обработке, Ф. Шуберт «Аве Мария»; Поль
Мориа «Фигаро» в современной обработке
Электронные музыкальные инструменты: И. Томита
электронная обработка пьесы М.П. Мусоргского «Балет
невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с
4.2
выставки»; А.Рыбников «Гроза» и «Свет Звезд» из к/ф
«Через тернии к звездам»; А. Островский «Спят усталые
игрушки»
Итого по разделу
Раздел 5. Музыкальная грамота
Весь мир звучит: Н.А. Римский-Корсаков «Похвала
5.1
пустыне» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже
и деве Февронии»
Песня: П.И. Чайковский «Осенняя песнь»; Д.Б.
5.2
Кабалевский, стихи В. Викторова «Песня о школе», А.Д.
Филиппенко, стихи Т.И. Волгиной «Веселый музыкант»
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
1
1
1
4
2
1
3
1
1
2
33
2 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Народная музыка России
Край, в котором ты живёшь: русские народные песни
1.1
«Во поле береза стояла», «Уж как по мосту, мосточку»;
В.Я.Шаинский «Вместе весело шагать»
Русский фольклор: русские народные песни «Из-под
1.2
дуба, из-под вяза»
Русские народные музыкальные инструменты: Русские
1.3
народные песни «Светит месяц»; «Ах вы, сени, мои
сени»
Сказки, мифы и легенды: «Былина о Вольге и Микуле»,
А.С. Аренский «Фантазия на темы Рябинина для
1.4
фортепиано с оркестром»; Н.Добронравов М.
Таривердиев «Маленький принц» (Кто тебя выдумал,
звездная страна…)
Народные праздники: песни-колядки «Пришла коляда»,
1.5
«В ночном саду»
Фольклор народов России: народная песня коми
1.6
«Провожание»; татарская народная песня «Туган як»
Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов:
Хор «А мы просо сеяли» из оперы Н.А. Римского1.7
Корсакова «Снегурочка», П.И. Чайковский Финал из
симфонии № 4
Итого по разделу
Раздел 2. Классическая музыка
Русские композиторы-классики: П.И.Чайковский
2.1
«Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка» из
Детского альбома
Европейские композиторы-классики: Л. ван Бетховен
2.2
«Сурок»; Концерт для фортепиано с оркестром № 4, 2-я
часть
Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель: Н.
Паганини каприс № 24; Л. Делиб Пиццикато из балета
2.3
«Сильвия»; А. Вивальди Концерт для виолончели с
оркестром соль-минор, 2 часть
Вокальная музыка: М.И. Глинка «Жаворонок»;
2.4
"Школьный вальс" Исаака Дунаевского
2.5
Программная музыка: А.К. Лядов «Кикимора»,
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
«Волшебное озеро»; М.П. Мусоргский. «Рассвет на
Москве-реке» – вступление к опере «Хованщина»
Симфоническая музыка: П.И. Чайковский Симфония №
2.6
4, Финал; С.С. Прокофьев. Классическая симфония (№
1) Первая часть
Мастерство исполнителя: Русская народная песня «Уж,
ты сад» в исполнении Л. Руслановой; Л. ван Бетховен
2.7
Патетическая соната (1-я часть) для фортепиано в
исполнении С.Т. Рихтера
Инструментальная музыка: Р. Шуман «Грезы»; С.С.
2.8
Прокофьев «Сказки старой бабушки»
Итого по разделу
Раздел 3. Музыка в жизни человека
3.1
Главный музыкальный символ: Гимн России
Красота и вдохновение: «Рассвет-чародей» музыка
В.Я.Шаинского сл. М.С.Пляцковского; П.И. Чайковский
3.2
«Мелодия» для скрипки и фортепиано, А.П. Бородин
«Ноктюрн из струнного квартета № 2»
Итого по разделу
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Музыка народов мира
Диалог культур: М.И. Глинка Персидский хор из оперы
«Руслан и Людмила»; А.И. Хачатурян «Русская пляска»
1.1
из балета «Гаянэ»; А.П. Бородин музыкальная картина
«В Средней Азии»; Н.А. Римский-Корсаков «Песня
индийского гостя» из оперы «Садко»
Итого по разделу
Раздел 2. Духовная музыка
Инструментальная музыка в церкви: И.С. Бах Хоральная
2.1
прелюдия фа-минор для органа, Токката и фуга ре
минор для органа
Искусство Русской православной церкви: молитва
«Богородице Дево Радуйся» хора братии Оптиной
2.2
Пустыни; С.В. Рахманинов «Богородице Дево Радуйся»
из «Всенощного бдения»
Религиозные праздники: колядки «Добрый тебе вечер»,
2.3
«Небо и земля», Рождественские песни
Итого по разделу
Раздел 3. Музыка театра и кино
Музыкальная сказка на сцене, на экране: фильм-балет
«Хрустальный башмачок» (балет С.С.Прокофьева
3.1
«Золушка»); aильм-сказка «Золотой ключик, или
Приключения Буратино», А.Толстой, муз. А.Рыбникова
1
1
1
8
1
1
2
2
2
1
1
1
3
2
Театр оперы и балета: отъезд Золушки на бал, Полночь
из балета С.С. Прокофьева «Золушка»
Балет. Хореография – искусство танца: вальс, сцена
3.3
примерки туфельки и финал из балета С.С. Прокофьева
«Золушка»
Опера. Главные герои и номера оперного спектакля:
Песня Вани, Ария Сусанина и хор «Славься!» из оперы
3.4
М.И. Глинки «Иван Сусанин»; Н.А. Римский-Корсаков
опера «Сказка о царе Салтане»: «Три чуда», «Полет
шмеля»
Сюжет музыкального спектакля: сцена у Посада из
3.5
оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»
Оперетта, мюзикл: Ж. Оффенбах «Шествие царей» из
3.6
оперетты «Прекрасная Елена»; Песня «До-Ре-Ми» из
мюзикла Р. Роджерса «Звуки музыки»
Итого по разделу
Раздел 4. Современная музыкальная культура
Современные обработки классической музыки: Ф.
4.1
Шопен Прелюдия ми-минор, Чардаш В. Монти в
современной обработке
Джаз: С. Джоплин регтайм «Артист эстрады». Б. Тиэл
4.2
«Как прекрасен мир!», Д. Херман «Hello Dolly» в
исполнении Л. Армстронга
Исполнители современной музыки: О.Газманов «Люси»
4.3
в исполнении Р.Газманова (6 лет); И. Лиева, Э. Терская
«Мама» в исполнении группы «Рирада»
Электронные музыкальные инструменты: Э. Артемьев
темы из кинофильмов «Раба любви», «Родня». Э.
4.4
Сигмейстер. Ковбойская песня для детского ансамбля
электронных и элементарных инструментов
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
3.2
1
1
2
1
1
8
1
1
1
1
4
34
3 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Народная музыка России
Край, в котором ты живёшь: русская народная песня
1.1
«Степь, да степь кругом»; «Рондо на русские темы»;
Е.П.Крылатов «Крылатые качели»
Русский фольклор: «Среди долины ровныя», «Пойду ль я,
1.2
выйду ль я»; кант «Радуйся, Роско земле»; марш «Славны
были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!»
Русские народные музыкальные инструменты и народные
песни: «Пошла млада за водой», «Ах, улица, улица
1.3
широкая». Инструментальные наигрыши. Плясовые
мелодии
Жанры музыкального фольклора: русские народные песни
1.4
«Ах ты, степь», «Я на горку шла»
Фольклор народов России: «Апипа», татарская народная
1.5
песня; «Сказочка», марийская народная песня
Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов:
1.6
А.Эшпай «Песни горных и луговых мари»
Итого по разделу
Раздел 2. Классическая музыка
Композитор – исполнитель – слушатель: концерт № 1 для
фортепиано с оркестром П.И. Чайковского (фрагменты),
2.1
песня Леля «Туча со громом сговаривалась» из оперы
«Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова
Композиторы – детям: Ю.М.Чичков «Детство — это я и
ты»; А.П. Бородин, А.К. Лядов, Ц.А. Кюи, Н.А. Римский2.2
Корсаков «Парафразы»; пьеса «Детского альбома», П.И.
Чайковский «Игра в лошадки»
Музыкальные инструменты. Фортепиано: «Гном»,
«Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с
2.3
выставки» М.П. Мусоргского; «Школьные годы» муз. Д.
Кабалевского, сл.Е.Долматовского
Вокальная музыка: «Детская» — вокальный цикл М.П.
2.4
Мусоргского; С.С. Прокофьев «Вставайте, люди
русские!» из кантаты «Александр Невский»
Инструментальная музыка: «Тюильрийский сад»,
2.5
фортепианный цикл «Картинки с выставки» М.П.
Мусоргского
Русские композиторы-классики: М.И. Глинка увертюра к
2.6
опере «Руслан и Людмила»: П.И. Чайковский «Спящая
красавица»; А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь»
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
(фрагменты)
Европейские композиторы-классики: В. Моцарт.
Симфония № 40 (2 и 3 части); К.В. Глюк опера «Орфей и
Эвридика»; Эдвард Григ музыка к драме Генрика Ибсена
2.7
«Пер Гюнт». Л. ван Бетховен «Лунная соната», «К
Элизе», «Сурок»; канон В.А. Моцарта «Слава солнцу,
слава миру»
Мастерство исполнителя: песня Баяна из оперы М.И.
2.8
Глинки «Руслан и Людмила», песни гусляра Садко в
опере-былине «Садко» Н.А. Римского-Корсакова
Итого по разделу
Раздел 3. Музыка в жизни человека
Музыкальные пейзажи: «Утро» Э. Грига, Вечерняя песня
М.П. Мусоргского, «Запевки» Г. Свиридова
3.1
симфоническая музыкальная картина С.С. Прокофьева
«Шествие солнца». «В пещере горного короля» из сюиты
«Пер Гюнт»
Танцы, игры и веселье: Муз. Ю.Чичкова, сл.Ю.Энтина
«Песенка про жирафа»; М.И.Глинка «Вальс-фантазия,
«Камаринская» для симфонического оркестра. Мелодии
3.2
масленичного гулянья из оперы Н.А. Римского-Корсакова
«Снегурочка». Контрданс сельский танец - пьеса Л.ван
Бетховена
Музыка на войне, музыка о войне: песни Великой
3.3
Отечественной войны – песни Великой Победы
Итого по разделу
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Музыка народов мира
Фольклор других народов и стран в музыке
отечественных и зарубежных композиторов: «Мама»
1.1
русского композитора В. Гаврилина и итальянского —
Ч.Биксио; C.В. Рахманинов «Не пой, красавица при мне»
и Ж.Бизе Фарандола из 2-й сюиты «Арлезианка»
Образы других культур в музыке русских композиторов:
1.2
М. Мусоргский Танец персидок из оперы «Хованщина».
А.Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаянэ»
Русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных
1.3
композиторов: П. Сарасате «Москвичка». И.Штраус
«Русский марш»
Итого по разделу
Раздел 2. Духовная музыка
Религиозные праздники: вербное воскресенье:
2.1
«Вербочки» русского поэта А. Блока. Выучи и спой песни
А. Гречанинова и Р. Глиэра
Троица: летние народные обрядовые песни, детские песни
2.2
о березках («Березонька кудрявая» и др.)
1
1
8
1
1
1
3
2
1
1
4
1
1
Итого по разделу
Раздел 3. Музыка театра и кино
Патриотическая и народная тема в театре и кино:
Симфония № 3 «Героическая» Людвига ван Бетховена.
3.1
опера «Война и мир»; музыка к кинофильму «Александр
Невский» С.С. Прокофьева, оперы «Борис Годунов» и
другие произведения
Сюжет музыкального спектакля: мюзиклы «Семеро
3.2
козлят на новый лад» А. Рыбникова, «Звуки музыки» Р.
Роджерса
Кто создаёт музыкальный спектакль: В. Моцарт опера
3.3
«Волшебная флейта» (фрагменты)
Итого по разделу
Раздел 4. Современная музыкальная культура
Исполнители современной музыки: SHAMAN исполняет
песню «Конь», музыка И. Матвиенко, стихи А. Шаганова;
4.1
пьесы В. Малярова из сюиты «В монастыре» «У иконы
Богородицы», «Величит душа моя Господа» в рамках
фестиваля современной музыки
Особенности джаза: «Колыбельная» из оперы Дж.
4.2
Гершвина «Порги и Бесс»
Электронные музыкальные инструменты: Э.Артемьев
4.3
«Поход» из к/ф «Сибириада», «Слушая Баха» из к/ф
«Солярис»
Итого по разделу
Раздел 5. Музыкальная грамота
Интонация: К. Сен-Санс пьесы из сюиты «Карнавал
5.1
животных»: «Королевский марш льва», «Аквариум»,
«Лебедь» и др.
Ритм: И. Штраус-отец Радецки-марш, И. Штраус-сын
5.2
Полька-пиццикато, вальс «На прекрасном голубом Дунае»
(фрагменты)
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
2
2
2
1
5
2
1
1
4
1
1
2
34
4 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Народная музыка России
Край, в котором ты живёшь: русские народные
песни «Выходили красны девицы», «Вдоль да по
1.1
речке», «Солдатушки, бравы ребятушки»;
Е.П.Крылатов, Ю.С.Энтин «Лесной олень»
Первые артисты, народный театр: И.Ф.
Стравинский балет «Петрушка»; русская народная
1.2
песня «Скоморошья-плясовая», фрагменты из
оперы «Князь Игорь» А.П. Бородина; фрагменты из
оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова
Русские народные музыкальные инструменты: П.И.
Чайковский пьесы «Камаринская» «Мужик на
1.3
гармонике играет»; «Пляска скоморохов» из оперы
«Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова
Жанры музыкального фольклора: русская народная
1.4
песня «Выходили красны девицы»; «Вариации на
Камаринскую»
Фольклор народов России: Якутские народные
1.5
мелодии «Призыв весны», «Якутский танец»
Фольклор в творчестве профессиональных
музыкантов: С.В. Рахманинов 1-я часть Концерта
№3 для фортепиано с оркестром; П.И. Чайковский
1.6
песни «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, по
мосточку» из оперы «Евгений Онегин»; Г.В.
Свиридов Кантата «Курские песни»; С.С.
Прокофьев кантата «Александр Невский»
Итого по разделу
Раздел 2. Классическая музыка
Композиторы – детям: П.И. Чайковский «Сладкая
греза», из Детского альбома, Д.Д. Шостакович
2.1
Вальс-шутка; песни из фильма-мюзикла «Мэри
Поппинс, до свидания»
Оркестр: И. Гайдн Анданте из симфонии № 94; Л.
2.2
ван Бетховен Маршевая тема из финала Пятой
симфонии
Вокальная музыка: С.С. Прокофьев, стихи А. Барто
2.3
«Болтунья»; М.И. Глинка, стихи Н. Кукольника
«Попутная песня»
Инструментальная музыка: П.И. Чайковский
2.4
«Мама», «Игра в лошадки» из Детского альбома,
С.С. Прокофьев «Раскаяние» из Детской музыки
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
Программная музыка: Н.А. Римский-Корсаков
Симфоническая сюита «Шехеразада» (фрагменты)
Симфоническая музыка: М.И. Глинка. «Арагонская
2.6
хота», П. Чайковский Скерцо из 4-й симфонии
Русские композиторы-классики: П.И. Чайковский
2.7
«Танец феи Драже», «Вальс цветов» из балета
«Щелкунчик»
Европейские композиторы-классики: Ж. Бизе
2.8
«Арлезианка» (1 сюита: Прелюдия, Менуэт,
Перезвон, 2 сюита: Фарандола – фрагменты)
Мастерство исполнителя: Скерцо из «Богатырской»
2.9
симфонии А.П.Бородина
Итого по разделу
Раздел 3. Музыка в жизни человека
Искусство времени: Н. Паганини «Вечное
движение», И. Штраус «Вечное движение», М.
3.1
Глинка «Попутная песня», Э. Артемьев «Полет» из
к/ф «Родня»; Е.П.Крылатов и Ю.С.Энтин
«Прекрасное далеко»
Итого по разделу
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Музыка народов мира
Музыка стран ближнего зарубежья: песни и
плясовые наигрыши народных музыкантовсказителей (акыны, ашуги, бакши и др.); К. Караев
1.1
Колыбельная и танец из балета «Тропою грома». И.
Лученок, М. Ясень «Майский вальс». А.Пахмутова,
Н.Добронравов «Беловежская пуща» в исполнении
ВИА «Песняры»
Музыка стран дальнего зарубежья: норвежская
народная песня «Волшебный смычок»; А.Дворжак
1.2
Славянский танец № 2 ми-минор, Юмореска.
Б.Сметана Симфоническая поэма «Влтава»
Итого по разделу
Раздел 2. Духовная музыка
Религиозные праздники: пасхальная песня «Не шум
2.1
шумит», фрагмент финала «Светлый праздник» из
сюиты-фантазии С.В. Рахманинова
Итого по разделу
Раздел 3. Музыка театра и кино
Музыкальная сказка на сцене, на экране:
«Морозко» – музыкальный фильм-сказка музыка Н.
3.1
Будашкина; С. Никитин «Это очень интересно»,
«Пони», «Сказка по лесу идет», «Резиновый ёжик»;
Г.В. Свиридов сюита «Музыкальные иллюстрации»
3.2
Театр оперы и балета: Сцена народных гуляний из
2.5
1
1
1
1
1
9
1
1
2
2
4
1
1
1
1
второго действия оперы Н.А. Римского-Корсакова
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве
Февронии»
Балет: А. Хачатурян. Балет «Гаянэ» (фрагменты); Р.
2
Щедрин Балет «Конек-горбунок», фрагменты:
3.3
«Девичий хоровод», «Русская кадриль», «Золотые
рыбки», «Ночь» и др.
Опера. Главные герои и номера оперного
2
3.4
спектакля: оперы «Садко», «Борис Годунов»,
«Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова
Патриотическая и народная тема в театре и кино:
1
П.И. Чайковский Торжественная увертюра «1812
3.5
год»; Ария Кутузова из оперы С.С.Прокофьева
«Война и мир»; попурри на темы песен военных
лет
Итого по разделу
Раздел 4. Современная музыкальная культура
Современные обработки классической музыки:
2
В.А. Моцарт «Колыбельная»; А. Вивальди «Летняя
4.1
гроза» в современной обработке; Ф. Шуберт «Аве
Мария» в современной обработке; Поль Мориа
«Фигаро»
Джаз: Дж. Гершвин «Летнее время», Д.Эллингтон
1
4.2
«Караван». Г.Миллер «Серенада лунного света»,
«Чаттануга Чу-Чу»
Итого по разделу
3
Раздел 5. Музыкальная грамота
Интонация: С.В.Рахманинов. «Сирень»; Р.Щедрин.
1
5.1
Концерт для оркестра «Озорные частушки»
Музыкальный язык: Я. Сибелиус «Грустный
1
вальс»; К. Орф «О, Фортуна!» (№ 1) из кантаты
5.2
«Кармина Бурана»; Л. Андерсон «Пьеса для
пишущей машинки с оркестром»
Итого по разделу
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
Тема урока
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Край, в котором ты живёшь
Русский фольклор
Русские народные музыкальные инструменты
Сказки, мифы и легенды
Фольклор народов России
Народные праздники
Композиторы – детям
Оркестр
Музыкальные инструменты. Флейта
Вокальная музыка
Инструментальная музыка
Русские композиторы-классики
Европейские композиторы-классики
Музыкальные пейзажи
Музыкальные портреты
Танцы, игры и веселье
Какой же праздник без музыки?
Певец своего народа
Музыка стран ближнего зарубежья Казахстан.
Музыка стран ближнего зарубежья. Украина.
Музыка стран дальнего зарубежья. Белоруссия.
Музыка стран дальнего зарубежья. Таджикистан.
Звучание храма
Религиозные праздники
[[Музыкальная сказка на сцене, на экране]
Театр оперы и балета
Балет. Хореография – искусство танца
Опера. Главные герои и номера оперного спектакля
Современные обработки классики
Современные обработки классики
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
31
32
33
Электронные музыкальные инструменты
Весь мир звучит
Песня
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
1
1
33
2 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Тема урока
Край, в котором ты живёшь
Русский фольклор
Русские народные музыкальные инструменты
Сказки, мифы и легенды
Народные праздники
Фольклор народов России
Фольклор в творчестве профессиональных
музыкантов
Русские композиторы-классики
Европейские композиторы-классики
Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель
Вокальная музыка
Программная музыка
Симфоническая музыка
Мастерство исполнителя
Инструментальная музыка
Главный музыкальный символ
Красота и вдохновение
Диалог культур востока.
Диалог культур запада
Инструментальная музыка в церкви
Искусство Русской православной церкви
Религиозные праздники
Музыкальная сказка на сцене.
Музыкальная сказка на экране
Театр оперы и балета
Балет. Хореография – искусство танца
Опера. Главные герои оперного спектакля
Опера. Главные номера оперного спектакля
Сюжет музыкального спектакля
Оперетта, мюзикл
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
31
32
33
34
Современные обработки классической музыки
Джаз
Исполнители современной музыки
Электронные музыкальные инструменты
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
1
1
1
34
3 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Тема урока
Край, в котором ты живёшь
Русский фольклор
Русские народные музыкальные инструменты и
народные песни
Жанры музыкального фольклора
Фольклор народов России
Фольклор в творчестве профессиональных
музыкантов
Композитор – исполнитель – слушатель
Композиторы – детям
Музыкальные инструменты. Фортепиано
Вокальная музыка
Инструментальная музыка
Русские композиторы-классики
Европейские композиторы-классики
Мастерство исполнителя
Музыкальные пейзажи
Танцы, игры и веселье
[Музыка на войне, музыка о войне
Фольклор других народов и стран в музыке
отечественных и зарубежных композиторов
Фольклор других народов и стран в музыке
отечественных и зарубежных композиторов
Образы других культур в музыке русских
композиторов
Русские музыкальные цитаты в творчестве
зарубежных композиторов
[Религиозные праздники
Троица
Патриотическая и народная тема в театре и кино
Патриотическая и народная тема в театре и кино
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Сюжет музыкального спектакля
Сюжет музыкального спектакля
Кто создаёт музыкальный спектакль
Исполнители современной музыки
Исполнители современной музыки
Особенности джаза
Электронные музыкальные инструменты
Интонация
Ритм
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
4 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Тема урока
Край, в котором ты живёшь
Первые артисты, народный театр
Русские народные музыкальные инструменты
Жанры музыкального фольклора
Фольклор народов России
Фольклор в творчестве профессиональных
музыкантов
Фольклор в творчестве профессиональных
музыкантов
Композиторы – детям
Оркестр
Вокальная музыка
Инструментальная музыка
Программная музыка
Симфоническая музыка
Русские композиторы-классики
Европейские композиторы-классики
Мастерство исполнителя
Искусство времени
Музыка стран ближнего зарубежья. Казахстан.
Музыка стран ближнего зарубежья. Украина.
Музыка стран дальнего зарубежья. Белоруссия.
Музыка стран дальнего зарубежья. Таджикистан
Религиозные праздники
Музыкальная сказка на сцене, на экране
Театр оперы и балета
Балет.
Балет.
Опера. Главные герои оперного спектакля
Опера. Главные номера оперного спектакля
Патриотическая и народная тема в театре и кино
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
30
31
32
33
34
Современные обработки классической музыки
Современные обработки классической музыки
Джаз
Интонация
Музыкальный язык
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
1
1
1
1
34