РП Родной язык 1-4 (ОВЗ)pdf

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Свердловска область
Управление образования Администрации Артинского Городского округа
МБОУ "Барабинская ООШ им. Героя Советского Союза И.И.
Черепанова"

Рабочая программа
учебного предмета
«Родной язык»
Для обучающихся 1-4 классов
(приложение к АООП образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

с. Бараба

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне
начального общего образования должны быть ориентированы на применение
знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях
и отражать:
Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа: осознание
роли русского родного языка в постижении культуры своего народа; осознание
языка как развивающегося явления, связанного с историей народа; осознание
национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика,
связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми;
слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта;
фольклорная лексика);
понимание традиционных русских сказочных образов, понимание
значения эпитетов и сравнений

и особенностей их употребления в

произведениях устного народного творчества и произведениях детской
художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и
сравнений в речи;
понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую
культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта;
уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках
изученного);
понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений;
правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в
рамках изученного);
понимание значений устаревших слов с национально-культурным
компонентом (в рамках изученного).
Овладение основными нормами русского литературного языка
2

(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими),
приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:
осознание

важности

соблюдения

норм

современного

русского

литературного языка для культурного человека;
соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение
объёма используемых в речи языковыхсредств для свободного выражения
мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм
современного русского литературного языка:
произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень
слов);
осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
соблюдение основных лексических норм современного русского
литературного языка:
выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно
соответствует

обозначаемому

предмету

или

явлению

реальной

действительности;
проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок
или с целью более точной передачи смысла;
соблюдение основных грамматических норм современного русского
литературного языка:
употребление отдельных грамматических форм имен существительных:
словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;
употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа
3

настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями
отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа
настоящего и будущего времени;
выявление и исправление в устной речи типичных грамматических
ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и
имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации
подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в
форме прошедшего времени);
редактирование письменного текста с целью исправления грамматических
ошибок;
соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм
современного русского литературного языка (в рамках изученного в
основном курсе):
соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного
текста;
соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного
текста;
совершенствование умений пользоваться словарями:
использование учебных толковых словарей для определения лексического
значения слова, для уточнения нормы формообразования;
использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей
синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе
редактирования текста;
использование учебного орфоэпического словаря для определения
нормативного произношения слова, вариантов произношения;
использование
использование

учебных

учебных

словарей

для

этимологических

уточнения
словарей

состава
для

слова;

уточнения

происхождения слова;
использование орфографических словарей для определения нормативного
написания слов;
4

Совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм
речевого этикета:
владение различными приемами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научнопознавательных и художественных текстов об истории языка и культуре
русского народа;
чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или
их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц,
притч и т.п.), определение языковых особенностей текстов;
умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного
текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее
существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;
умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста:
устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи
между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы;
приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с
примечаниями к тексту;
умения информационной переработки прослушанного или прочитанного
текста: пересказ с изменением лица;
уместное использование коммуникативных приемов устного общения:
убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и
завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения
в ходе диалога;
умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ,
ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, минидоклад;
создание текстов-рассуждений с использованием различных способов
5

аргументации;
создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев,
о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в
мастер-классах, связанных с народными промыслами);
создание текста как

результата собственного

мини-исследования;

оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной
форме;
оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения
точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактирование собственных текстов с целью совершенствования их
содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
соблюдение основных норм русского речевого этикета:
соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского
речевого этикета;
различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации.

6

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 6, 5 до 10
лет.
Первый год обучения (33 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы
современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной
строки и заставок. Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в
старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец,
лучина и т.д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак,
рубаха, сарафан, лапти и т.д.)
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках,
прибаутках).
Проектное задание: «Словарь в картинках».
Раздел 2. Язык в действии (10 часов)
Как

нельзя

произносить

слова

(пропедевтическая

работа

по

предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста (9 часов)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со
взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для
участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как
7

правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос
как запрос на новое содержание).
Резерв учебного времени – 2 ч.
Второй год обучения (68 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (25 часов)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки,
салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова,
называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа,
плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие
то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик,
ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3)
слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп,
шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с
предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия
труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других
народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл,
но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром
(рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание: «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии (15 часов)
Как

правильно

произносить

слова

(пропедевтическая

работа

по

предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места
ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и
сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».
8

Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью
слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (25 часов)
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др.,
сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение
диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить
товарища).
Особенности

русского

речевого

этикета.

Устойчивые

этикетные

выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование
обращения ты ивы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи.
Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом
уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи:
лексический повтор, местоименный повтор.
Создание

текстов-повествований:

заметки

о

посещении

музеев;

повествование об участии в народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
Резерв учебного времени – 3 ч.
Третий год обучения (68 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (25 часов)
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между
людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные
названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры:
слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник,
лавочник).
9

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова,
называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например,
Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т.п.): уточнение значений,
наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной
литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих
названий.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История
моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о
происхождении слов).
Раздел 2. Язык в действии (15 часов)
Как

правильно

произносить

слова

(пропедевтическая

работа

по

предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки
значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга,
книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок,
зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например,
категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение
нормами

употребления

отдельных

грамматических

форм

имен

существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа
имен существительных (например, родительный падеж множественного числа
слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного
и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм
существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом
уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только
форму множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (25 часов)
10

Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в
мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов
аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их
содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или
их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц,
притч и т.п.).
Резерв учебного времени – 3 ч.
Четвёртый год обучения (34 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например,
добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова,
связанные с обучением.
Слова,

называющие

родственные

отношения

(например,матушка,

батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано
с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями
(например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на местеи т.д.).
Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение
фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную
образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за
использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и
мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке»
(приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение
11

толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре»;
«Русские слова в языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии (6 часов)
Как

правильно

произносить

слова

(пропедевтическая

работа

по

предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа
настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне).
Наблюдение

за

синонимией

синтаксических

конструкций

на

уровне

словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках
изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного
оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (12 часов)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная
переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением
лица.
Создание

текста

как

результата

собственной

исследовательской

деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения
точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование
предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их
содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
Практический

опыт

использования

учебных

словарей

в

процессе

редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

12

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№

Тема урока

Количес
тво
часов

Раздел «Секреты речи и текста»

8

1

Как люди общаются друг с другом.

1

2

Как люди общаются друг с другом. Закрепление.

1

3

Вежливые слова.

1

4

Вежливые слова. Закрепление.

1

5

Способы приветствия друг друга.

1

6

Значение имен у людей.

1

7

Спрашиваем и отвечаем.

1

8

Цели и виды вопросов.

1

Раздел «Язык в действии»

10

9

Выделение голосом важных слов

1

10

Логическое ударение

1

11

Роль логического ударения

1

12

Способы игры звуками

1

13

Ударение.

1

14

Ударение. Повторение.

15

Постановка ударения

1

16

Смыслоразличительная

1

роль ударения
17

Сочетание слов

1
13

18

Наблюдение за сочетаемостью слов.
Раздел «Русский язык: прошлое и настоящее»

1
2

Способы письма в старину

1

Особенности оформления книг в Древней Руси.

1

21

История русской письменности.

1

22

Практическая работа «Оформление

1

19
20

буквиц и заставок».
23

Дом в старину: что как называлось.

24

Дом в старину: что как называлось. Повторение

25

Слова,

обозначающие предметы традиционного

1

1

русского быта
26

Слова,

обозначающие предметы традиционного

1

русского быта. Повторение.
27

Одежда в старину

1

28

Одежда в старину. Повторение.

1

29

Названия того, во что одевались в старину.

1

30

Названия того, во что одевались в старину. Повторение.

1

Раздел «Секреты речи и текста»

3

31

Сравниваем тексты

1

32

Сопоставление текстов.

1

33

Обобщение по разделу «Секреты речи и текста»

1

14

2 КЛАСС
Коли
№

Тема урока

честв
о
часов

Раздел «Русский язык: прошлое и настоящее»

25

1

По одёжке встречают.

1

2

По одёжке встречают. Закрепление

1

3

Слова, называющие то, что ели в старину. Ржаной

1

хлебушко калачу дедушка
4

Слова, называющие то, что ели в старину. Ржаной

1

хлебушко калачу дедушка. Закрепление.
5

Слова, называющие то, что ели в старину: какие из них

1

сохранились до нашего времени.
6

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение

1

которых связано с едой. Если хорошие щи, так другой
пищи не ищи
7

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение

1

которых связано с едой. Если хорошие щи, так другой
пищи не ищи. Закрепление
8

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение

1

которых связано с едой. Каша – кормилица наша
9

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение

1

которых связано с едой. Каша – кормилица наша.
Повторение.
10

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение

1

которых связано с едой. Каша – кормилица наша.
Закрепление.
11

Слова, называющие детские забавы, игрушки. Любишь
кататься, люби и саночки возить.

1

12

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение

1

которых связано с детскими забавами. Любишь кататься,
люби и саночки возить.
13

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение

1

которых связано с детскими забавами. Любишь кататься,
люби и саночки возить. Закрепление
14

Делу время, потехе час. Слова, называющие игры и

1

игрушки.
15

Делу время, потехе час. Слова, называющие игры и

1

игрушки. Повторение
16

Делу время, потехе час. Пословицы, поговорки,

1

фразеологизмы, возникновение которых связано с
детскими
играми и игрушками
17

Делу время, потехе час. Пословицы, поговорки,

1

фразеологизмы, возникновение которых связано с
детскими
играми и игрушками. Повторение.
18

В решете воду не удержишь. Пословицы, поговорки,

1

фразеологизмы, возникновение которых связано с
домашней утварью.
19

В решете воду не удержишь. Пословицы, поговорки,

1

фразеологизмы, возникновение которых связано с
домашней утварью. Повторение
20

В решете воду не удержишь. Пословицы, поговорки,

1

фразеологизмы, возникновение которых связано с
домашней утварью. Закрепление.
21

Самовар кипит, уходить не велит. Слова, обозначающие

1

предметы традиционного русского быта.
16

22

Самовар кипит, уходить не велит. Слова, обозначающие

1

предметы традиционного русского быта. Повторение
23

Самовар кипит, уходить не велит. Слова, обозначающие

1

предметы традиционного русского быта. Обобщение
24

Самовар кипит, уходить не велит. Слова, обозначающие

1

предметы традиционного русского быта. Закрепление.
25

Проектные задания: «Секреты семейной кухни»,
«Интересная игра», «Музей самоваров
«Почему

1

в России»,

это так называется?».
Раздел «Язык в действии»

15

26

Помощь ударения в различении слов.

1

27

Помощь ударения в различении слов. Закрепление

1

28

Роль синонимов.

1

29

Роль синонимов. Закрепление

1

30

Роль антонимов

1

31

Роль антонимов. Закрепление.

1

32

История появления пословиц и фразеологизмов.

1

33

История появления пословиц и фразеологизмов.

1

Повторение.
34

История появления пословиц и фразеологизмов.

1

Закрепление.
35

Объяснение значения слова.

1

36

Объяснение значения слова. Повторение.

1

37

Разные

1

38

Необычное ударение в сказках и стихах.

1

39

Изменение места ударения в поэтическом тексте.

1

40

Практическая работа «Учимся читать фрагменты стихов и

1

способы

толкования значения слов.

сказок, в которых есть слова с необычным произношением
и ударением»
17

Раздел «Секреты речи итекста»

25

41

Учимся вести диалог.

1

42

Приемы общения.

1

43

Особенности русского речевого этикета.

1

44

Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной

1

коммуникации:
45

Составление развёрнутого толкования значения слова.

1

46

Составление развёрнутого толкования значения слова.

1

Повторение.
47

Составление развёрнутого толкования значения слова.

1

Обобщение.
48

Составление развёрнутого толкования значения слова.

1

Закрепление.
49

Связь предложений в тексте.

1

50

Связь предложений в тексте. Повторение

1

51

Практическое

1

овладение средствами связи: лексический

повтор, местоименный повтор.
52

Практическое

овладение средствами связи: лексический

1

повтор, местоименный повтор. Повторение
53

Практическое

овладение средствами связи: лексический

1

повтор, местоименный повтор. Обобщение
54

Практическое

овладение средствами связи: лексический

1

повтор, местоименный повтор. Закрепление
55

Создание текстов- инструкций и текстов- повествования.

1

56

Создание текстов- инструкций и текстов- повествования.

1

Повторение.
57

Создание текстов- инструкций и текстов- повествования.

1

Обобщение.

18

58

Создание текстов-инструкций с опорой на предложенный

1

текст.
59

Создание текстов-инструкций с опорой на предложенный

1

текст. Повторение
60

Создание текстов-инструкций с опорой на предложенный
текст. Обобщение

61

Создание текстов-повествований: заметки о посещении

1

музеев.
62

Создание текстов-повествований: повествование об

1

участии в народных праздниках
63

Представление результатов выполнения

1

проектных заданий.
64

Представление результатов выполнения

1

проектных заданий. Закрепление.
65

Творческая проверочная работа«Что мне больше всего

1

понравилось на уроках русского родного языка в этом
году».
66

Обобщение по разделу «Секреты речи и текста»

1

67

Обобщение по разделу «Язык в действии»

1

68

Обобщение по разделу «Русский язык: прошлое и

1

настоящее»

19

3 КЛАСС
Количес
№

тво
Тема урока

1

часов

Раздел «Русский язык: прошлое и настоящее»

25

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и

1

отношений между людьми. Пословицы и поговорки.
2

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и

1

отношений между людьми. Фразеологизмы.
3

Слова, называющие природные явления: образные

1

названия дождя.
4

Слова, называющие природные явления: образные

1

названия дождя. Повторение.
5

Слова, называющие природные явления: образные

1

названия дождя. Обобщение.
6

Слова, называющие природные явления: образные

1

названия снега.
7

Слова, называющие природные явления: образные

1

названия снега. Повторение.
8

Слова, называющие природные явления: образные

1

названия снега. Обобщение.
9

Слова, называющие природные явления: образные

1

названия ветра.
10

Слова, называющие природные явления: образные

1

названия ветра. Повторение.
11

Слова, называющие природные явления: образные

1

названия ветра. Обобщение.
12

Слова называющие растения.

1
20

13

Слова называющие растения. Работа со словарем.

1

14

Слова называющие растения. Обобщение

1

15

Слова, называющие предметы и явления традиционной

1

русской культуры: слова, называющие занятия людей
16

Слова, называющие предметы и явления традиционной

1

русской культуры: слова, называющие занятия людей.
Работа со словарем.
17

Слова, называющие предметы и явления традиционной

1

русской культуры: слова, называющие занятия людей.
Обобщение.
18

Слова, обозначающие предметы традиционной русской
культуры:

слова,

называющие

1

музыкальные

инструменты
19

Слова, обозначающие предметы традиционной русской
культуры:

слова,

называющие

1

музыкальные

инструменты. Обобщение.
20

Названия старинных русских городов, сведения о

1

происхождении этих названий.
21

Названия старинных русских городов, сведения о
происхождении

этих

названий.

1

Прослушивание

сообщений.
22

Названия старинных русских городов, сведения о

1

происхождении этих названий. Обобщение.
23

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и
сравнения

в

произведениях

фольклора

1

и

художественной литературы.
24

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и
сравнения

в

произведениях

фольклора

1

и

художественной литературы. Обобщение.
21

25

Подготовка

к

проектной

работе

или

мини-

1

исследованию. Выбор темы, составление плана.
Раздел «Секреты речи и текста»
26

5

Особенности устного выступления.

1

27-30 Представление проектных работ и мини-исследований.
Раздел «Язык в действии»
31

Многообразие

суффиксов,

4
15

как

специфическая

1

как

специфическая

1

особенность русского языка.
32

Многообразие

суффиксов,

особенность русского языка. Обобщение.
33

Особенности рода имен существительных в русском

1

языке.
34

Особенности рода имен существительных в русском

1

языке. Повторение.
35

Особенности рода имен существительных в русском

1

языке. Обобщение.
36

Существительные,

имеющие

только

форму

1

имеющие

только

форму

1

только

форму

1

только

форму

1

Изменение имен существительных во множественном

1

единственного числа.
37

Существительные,

единственного числа. Повторение.
38

Существительные,

имеющие

единственного числа. Обобщение.
39

Существительные,

имеющие

множественного числа.
40

числе. (родительный падеж множественного числа)
41

Правильное и точное употребление предлогов.

42

Образование

предложно-падежных

1
форм

1

существительных.
22

43

Отработка навыков орфографического оформления

1

текста.
44

Отработка навыков орфографического оформления

1

текста. Обобщение.
45

Творческая проверочная работа. «Что нового мне

1

удалось узнать об особенностях русского языка».

46

Раздел «Секреты речи и текста»

23

Создание текстов рассуждений с использованием

1

различных способов аргументации.
47

Создание текстов рассуждений с использованием
различных

способов

аргументации.

Работа

1

с

фрагментом текста.
48

Создание текстов рассуждений с использованием

1

различных способов аргументации. Работа с отрывком
из сказки-были. Задачи текста-рассуждения.
49

Создание текстов рассуждений с использованием

1

различных способов аргументации. Обобщение.
50

Редактирование текстов.

51

Редактирование

1
текстов.

Нарушение

1

Нарушение

1

последовательности абзацев.
52

Редактирование

текстов.

последовательности предложений.
53

Редактирование текстов. Пропуск предложений.

1

54

Редактирование

текстов.

Нарушение

порядка

1

текстов.

Корректировка

текстов

1

лишних

1

предложений.
55

Редактирование
одноклассников.

56

Редактирование

текстов.

Наличие

предложений.
23

57

Редактирование текстов. Замена слов в предложениях.

1

58

Редактирование

сочинениями

1

Списывание

1

текстов.

Работа

с

одноклассников.
59

Редактирование

текстов.

отредактированного текста.
60

Редактирование текстов. Обобщение.

1

60

Создание текстов – повествований о путешествии по

1

городам.
61

Создание текстов – повествований о путешествии по

1

городам. Из истории языка и культуры.
62

Создание текстов-повествований об участии в мастерклассах,

связанных

с

народными

1

промыслами.

Составление плана.
63

Создание текстов-повествований об участии в мастерклассах,

связанных

с

народными

1

промыслами.

Обобщение.
64

Подготовка к проектной работе. Выбор темы и

1

составление плана.
65

Особенности устного выступления. Представление

1

проектных заданий. Богородская резная игрушка.
Гжельская роспись
66

Особенности устного выступления. Представление

1

проектных заданий. Городецкая деревянная игрушка,
дымковская игрушка
67

Особенности устного выступления. Представление

1

проектных заданий. Филимоновская и каргопольская
игрушка.
68

Особенности устного выступления. Представление

1

проектных заданий. Сочинение волшебной истории.
24

4 КЛАСС
№

Тема урока

Коли
честв
о
часов

Раздел «Русский язык: прошлое и настоящее»
1

12

Слова, связанные с обучением. Пословицы, поговорки, 1
возникновение которых связано с учением.

2

Слова,

связанные

с

обучением.

Фразеологизмы, 1

возникновение которых связано с учением.
3

Слова, называющие родственные отношения.

1

4

Письмо родным (практическая работа).

1

5

Фразеологизмы, возникновение которых связано с

1

качествами, чувствами людей.
6

Работа со словарем фразеологизмов.

1

7

Русские традиционные эпитеты.

1

8

Русские традиционные эпитеты. Практическая работа.

1

Использование эпитетов в произведениях русских поэтов и в
фольклоре.
9

Русские традиционные эпитеты. Обобщение.

1

10

Пословицы и поговорки, возникновение которых связано с

1

качествами, чувствами людей.
11

Подготовка к выполнению проекта.

1

12

Представление результатов проектных заданий.

1

Раздел «Язык в действии»
13

10

Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного 1
числа настоящего времени глаголов
25

14

Трудные случаи образования формы 1-го лица

1

единственного числа будущего времени глаголов
15

Трудные случаи образования формы 1-го лица

1

единственного числа будущего и настоящего времени
глаголов. Обобщение.
16

Синонимы в словосочетаниях.

1

17

Работа со словарем синонимов.

1

18

Синонимы в предложениях.

1

19

История возникновения и функции знаков препинания.

1

20

Совершенствование навыков правильного пунктуационного 1
оформления текста.

21

Работа с деформированными тестами.

1

22

Мини-сочинение « Можно ли про одно и тоже сказать по-

1

разному?»
Раздел «Секреты речи и текста»

12

23

Правила ведения диалога.

1

24

Корректные и некорректные вопросы в диалоге.

1

25

Особенности озаглавливания текста.

1

26

Составление плана текста, не разделенного на абзацы.

1

27

Информационная переработка прослушанного текста.

1

28

Информационная переработка прочитанного текста.

1

29

Оценивание устных текстов.

1

30

Оценивание письменных текстов.

1

31

Редактирование письменных тестов.

1

32

Использование словарей в процессе редактирования текстов. 1

33

Подготовка к проектной работе. Выбор темы.

1

34

Представление результатов выполнения проектного задания

1

«Пишем разные тексты об одном и том же».

26

27

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 20.01.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (34391) 4-65-99

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».