МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Свердловска область
Управление образования Администрации Артинского Городского
округа
МБОУ "Барабинская ООШ им. Героя Советского Союза И.И.
Черепанова"
Рабочая программа
по учебному предмету
«Ручной труд»
2-4 класса
(приложение к АООП образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальное нарушение)
с. Бараба 2023 г.
Пояснительная записка.
Основная цель изучения данного предмета: всестороннее развитие
личности обучающегося младшего возраста с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой
культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в
старших классах. Изучение предмета способствует развитию созидательных
возможностей
личности,
творческих
способностей,
формированию
мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей
деятельности
Задачи изучения предмета:
формирование представлений о материальной культуре как продукте
творческой
предметно-преобразующей
деятельности
человека.
формирование представлений о гармоничном единстве природного и
рукотворного мира и о месте в нем человека. расширение культурного
кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире
вещей. расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования.
использования
формирование
различных
практических
материалов
в
умений
и
навыков
предметно-преобразующей
деятельности. формирование интереса к разнообразным видам труда.
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти,
воображения, мышления, речи). развитие умственной деятельности (анализ,
синтез, сравнение, классификация, обобщение). развитие сенсомоторных
процессов, руки, глазомера через формирование практических умений.
развитие
регулятивной
структуры
деятельности
(включающей
целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью). формирование
информационной грамотности, умения работать с различными источниками
информации.
формирование
коммуникативной
культуры,
развитие
активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное
воспитание и развитие социально ценных качеств личности. Коррекция
интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных
особенностей,
которая
предусматривает:
коррекцию
познавательной
деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного
воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы,
строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения
находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать
сходство и различие между предметами; развитие аналитико-синтетической
деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование
умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном
изготовлении изделия; коррекцию ручной моторики; улучшение зрительнодвигательной координации путем использования вариативных и многократно
повторяющихся
действий
с
применением
разнообразного
трудового
материала.
Содержание учебного предмета.
Работа с глиной и пластилином. Элементарные знания о глине и
пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина - строительный
материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины
для скульптуры. Пластилин - материал ручного труда. Организация рабочего
места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с
пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и
пластилина
разными
способами:
конструктивным,
пластическим,
комбинированным. Приемы работы: "разминание", "отщипывание кусочков
пластилина", "размазывание по картону" (аппликация из пластилина),
"раскатывание столбиками" (аппликация из пластилина), "скатывание шара",
"раскатывание шара до овальной формы", "вытягивание одного конца
столбика", "сплющивание", "прищипывание", "примазывание" (объемные
изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус,
шар).
Лепка
из
пластилина,
изделий,
имеющих
прямоугольную,
цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму. . Работа с
природными материалами Элементарные понятия о природных материалах
(где используют, где находят, виды природных материалов). Историкокультурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов
играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты,
используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила
работы с ними. Организация рабочего места работе с природными
материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки).
Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с
еловыми шишками. Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из
желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные
изделия). Работа с бумагой. Элементарные сведения о бумаге (изделия из
бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати,
рисовальная, впитывающая (гигиеническая), крашеная). Цвет, форма бумаги
(треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для
работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с
бумагой. Виды работы с бумагой и картоном: Разметка бумаги. Экономная
разметка бумаги. Приемы разметки: разметка с помощью шаблоном. Понятие
"шаблон". Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона
геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации;
разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику,
циркулем). Понятия: "линейка", "угольник", "циркуль". Их применение и
устройство; разметка с опорой на чертеж. Понятие "чертеж". Линии чертежа.
Чтение чертежа. Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания
бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами.
Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: "разрез по короткой
прямой линии", "разрез по короткой наклонной линии", "надрез по короткой
прямой линии", "разрез по длинной линии", "разрез по незначительно
изогнутой линии", "округление углов прямоугольных форм", "вырезание
изображений предметов, имеющие округлую форму", "вырезание по
совершенной кривой линии (кругу)". Способы вырезания: "симметричное
вырезание из бумаги, сложенной пополам", "симметричное вырезание из
бумаги, сложенной несколько раз", "тиражирование деталей". Обрывание
бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от
листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).
Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги:
"сгибание треугольника пополам", "сгибание квадрата с угла на угол";
"сгибание прямоугольной формы пополам", "сгибание сторон к середине",
"сгибание углов к центру и середине", "сгибание по типу "гармошки",
"вогнуть внутрь", "выгнуть наружу". Сминание и скатывание бумаги в
ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги 88 (плоскостная
и объемная аппликация). Конструирование из бумаги и картона (из плоских
деталей, на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление
коробок). Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы
с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: "точечное", "сплошное".
Щелевое соединение деталей (щелевой замок). Картонажно-переплетные
работы. Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта
картона.
Свойства
картона.
Картонажные
изделия.
Инструменты
и
приспособления. Изделия в переплете. Способы окантовки картона:
"окантовка картона полосками бумаги", "окантовка картона листом бумаги".
Работа с текстильными материалами. Элементарные сведения о нитках
(откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как
работать с нитками. Виды работы с нитками: наматывание ниток на картонку
(плоские игрушки, кисточки); связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки
человечком, цветы); шитье: инструменты для швейных работ, приемы шитья:
"игла вверх-вниз"; вышивание: что делают из ниток, приемы вышивания:
вышивка "прямой строчкой", вышивка прямой строчкой "в два приема",
"вышивка стежком "вперед иголку с перевивом", вышивка строчкой косого
стежка "в два приема". Элементарные сведения о тканях. Применение и
назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань. Свойства ткани
(мнется, утюжится, лицевая и изнаночная сторона ткани, шероховатые,
шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие, режутся ножницами,
прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани.
Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет
из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с
тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье,
вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка
рисунка). Раскрой деталей из ткани. Понятие "лекало". Последовательность
раскроя деталей из ткани. Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение
деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой "косыми
стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы,
игрушки). Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие,
плотные переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное
переплетение). Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения
(изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена). Отделка изделий
из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Виды
тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом). Ремонт одежды. Виды ремонта
одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом). Пришивание пуговиц (с
двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий
пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки. Работа с древесными
материалами. Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины.
Понятия "дерево" и "древесина". Материалы и инструменты. Заготовка
древесины. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр).
Свойства древесины (цвет, запах, текстура). Способы обработки древесины
ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником,
наждачной
бумагой).
Способы
обработки
древесины
ручными
инструментами (пиление, заточка точилкой). Аппликация из древесных
материалов (опилок, карандашной стружки, древесных заготовок для
спичек). Клеевое соединение древесных материалов. Работа металлом.
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов
(черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет
металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты для работы по
металлу. Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги:
"сминание",
"сгибание",
"сжимание",
"скручивание",
"скатывание",
"разрывание", "разрезание". Работа с проволокой. Элементарные сведения о
проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в
изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты
(плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой.
Приемы работы с проволокой: "сгибание волной", "сгибание в кольцо",
"сгибание в спираль", "сгибание вдвое, втрое, вчетверо", "намотка на
карандаш",
"сгибание
геометрических
фигур,
под
букв,
прямым
углом".
декоративных
Получение
фигурок
птиц,
контуров
зверей,
человечков. Работа с металлоконструктором. Элементарные сведения о
металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора. Набор деталей
металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы планшайбы,
гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный
ключ, отвертка). Соединение планок винтом и гайкой. Комбинированные
работы с разными материалами Виды работ по комбинированию разных
материалов: пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага,
нитки; бумага, ткань; бумага, древесные материалы; бумага, пуговицы;
проволока, бумага и нитки; проволока, пластилин, скорлупа ореха.
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
"Ручной труд".
Минимальный уровень: знание правил организации рабочего места и
умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера
выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и
приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
знание видов трудовых работ; знание названий и некоторых свойств
поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда, знание и
соблюдение правил их хранения, санитарно- гигиенических требований при
работе с ними; знание названий инструментов, необходимых на уроках
ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с
колющими и режущими инструментами; знание приемов работы (разметки
деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения
деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда; анализ
объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков
и
свойств;
определение
способов
соединения
деталей;
пользование
доступными технологическими (инструкционными) картами; составление
стандартного
плана
работы
по
пунктам;
владение
некоторыми
технологическими приемами ручной обработки материалов; использование в
работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными
материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и
металлом;
древесиной;
конструировать
из
металлоконструктора);
выполнение несложного ремонта одежды. Достаточный уровень: знание
правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность
действий и самодисциплину; знание об исторической, культурной и
эстетической ценности вещей; знание видов художественных ремесел;
нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей
тетради; знание и использование правил безопасной работы с режущими и
колющими
инструментами,
соблюдение
санитарно-гигиенических
требований при выполнении трудовых работ; осознанный подбор материалов
по
их
физическим,
декоративно-художественным
и
конструктивным
свойствам; отбор оптимальных и доступных технологических приемов
ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных
целей, экономное расходование материалов; использование в работе с
разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с
опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание
простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение
действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий
и корректировка хода практической работы; оценка своих изделий (красиво,
некрасиво, аккуратно, похоже на
образец); установление причинно-
следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
выполнение общественных поручений по уборке класса и (или) мастерской
после уроков трудового обучения.
Тематическое планирование
2 класс:
№
п/
п
Виды труда
Вводный урок.
Работа с глиной и пластилином.
Работа с природными материалами
Работа с бумагой и картоном.
Работа с текстильными материалами
Итого:
1.
2.
3.
4.
5.
Количество часов
1
11
5
11
6
34ч.
3класс
№
1
2
3
4
5
6
№
1
2
3
4
5
6
Темы
Повторение Вводный урок
Работа с природным материалом
Работа с бумагой и картоном
Работа с текстильными материалами и
нитками
Работа с металлом и проволокой
Работа с древесиной
Повторение
Итого:
4 класс:
Темы
Повторение Вводный урок
Работа с бумагой и картоном
Работа с текстильными материалами и
нитками
Работа с металлом и проволокой
Работа с древесиной
Повторение
Итого:
Кол-во часов
2
4
15
6
4
2
1
34 ч
Кол-во часов
1
14
12
4
2
1
34
Тематическое планирование
2 класс
№п.п.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Тема урока
Работа с глиной и пластилином.Правила
поведения и техника безопасности на уроках
труда. Лепка на плоскости форм
геометрических фигур (куб,параллелепипед)
Лепка столярных инструментов.
Лепка с натуры игрушек : автобуса ,грузового и
легкового автомобиля.
Работа с природными
материалами(многодетальные объемные
изделия)
Изготовление птички.
Изготовление рыбки.
Работа с бумагой и картоном.Изготовление
пакета из бумаги.
Изготовление счетного
материала(квадраты,треугольники , круги).
Работа с текстильными
материалами.Изготовление стилизованных
ягод из ниток.
Плетение косички из веревочек.
Работа с глиной и пластилином.Лепка
стакана для карандашей.
Лепка с натуры цветочного горшка.
Лепка по представлению чайной посуды.
Работа с природными материалами
(аппликационные работы и панно)
Составление композиции из засушенных
растений.
Изготовление ёжика из сухих листьев.
Изготовление колпачка для карандашей из
каштанов.
Работа с бумагой и картоном.Изготовление
закладки для книг.
Изготовление из картона плоских ёлочных
игрушек и гирлянд.
Работа с глиной и пластилином.Лепка по
образцу цыпленка и утёнка.
Лепка с натуры игрушек: медвежонка ,зайца,
лисы.
Работа с природными
материалами.Изготовление персонажей к
сказке«Теремок»
Работа с бумагой и картоном.Изготовление
закладки из тонкогокартона.Оклеивание
картона бумагой.
Изготовление аппликации«Грузовик».
Кол.часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Изготовление поздравительных открыток.
Работа с текстильными материалами
Упражнения в раскрое ткани по готовой
выкройке в форме квадрата или
прямоугольника.
Составление коллекции тканей.
Ознакомление с ручными стежками(сметочный
стежок).
Ознакомление с ручными стежками(прямой
стежок).
Изготовление игольницы.
Работа с глиной и пластилином.Лепка по
представлению свободных композиций
(«Колобок и лиса», «Маша и медведь»,«Лиса и
журавль»).
Работа с бумагой и картоном.Изготовление
по образцу мебели (стол ,кресло)из
коробочек.
Изготовление трех - секционного светофора.
Работа с текстильными материалами.
Выполнение стежка«шнурок».
Вышивание закладки из канвы или ткани с
крупным переплетением.
Вышивание салфетки из канвы стежками
сметочными«шнурок».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование
3 класс
№п.п. Тема урока
Работа с природными материалами 3ч.
1
Вводный урок.
2
Аппликации из засушенных листьев. «Птица»
3
Аппликации из скорлупы грецких орехов. «Воробьи на
ветках»
4
Работа с бумагой и картоном. 3ч.
5
Изготовление из обрывной бумаги "Осеннее дерево"
6
Аппликации из обрывной бумаги. «Медведь»
7
Окантовка картона полосками бумаги. Картина на
окантованном картоне.
Работа с проволокой. 3ч.
8
Познавательные сведения о проволоке.
9
Приемы работы с проволокой.
10
Изготовление изделия из скорлупы грецкого ореха,
пластилина и проволоки. «Паук»
Работа с древесиной. 2ч.
11
Познавательные сведения о древесине.
12
Опорный колышек для растений.
Работа с природными материалами 2ч.
13
Птица из пластилина и сухой травы.
14
Птица из пластилина и сухой травы. Повторение.
Работа с металлоконструктором. 3ч.
15
Познавательные сведения о металлоконструкторе.
16
Соединение планок винтом и гайкой.
17
Буквы Л, С, О, В из проволоки.
Работа с бумагой и картоном. 2 ч.
18
Изготовление складных игрушек из бумажных полос.
«Складная гирлянда»
19
Изготовление цепочки из бумажных колец.
Работа с текстильными материалами. 2 ч.
20
Прямой стежок.
21
Прямой стежок. Повторение.
Работа с древесиной. 2ч.
22
Способы обработки древесины ручными
инструментами.
23
Аппликация из древесных опилок «Собака».
Работа с текстильными материалами. 3ч.
24
Ткань. Виды работы с тканью.
25
Прихватка. Сшивание деталей изделия строчкой косого
стежка.
Кол.часов.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Прихватка. Сшивание деталей изделия строчкой косого
стежка. Повторение.
Работа с бумагой и картоном. 2ч.
Объемные изделия из картона. «Коробка, склеенная с
помощью клапанов».
«Коробка с бортами, соединенными встык»
Работа с текстильными материалами. 3ч.
Виды ручных стежков.
Закладка с вышивкой.
Закладка с вышивкой строчкой прямого и косого стежка
Работа с бумагой и картоном. 4 ч.
Конструирование объемных игрушек на основе
геометрических тел
Матрешка из конусов.
Конструирование объемных игрушек на основе
геометрических тел.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование
4 класс
Тема урока
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
«Что ты знаешь о бумаге?». Складывание из треугольников.
«Геометрическая фигура-раскладка».
Складывание простых форм из квадрата. Фигура «Рыбка».
Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах. Игра
«Геометрический конструктор» (силуэт самолета» и др.)
«Что ты знаешь о ткани?» Бумажная схема полотняного
переплетения нитей.
Виды работ и технологические операции при работе с нитками
и тканью. Скручивание ткани. Игрушка «Кукла-скрутка»
Отделка изделий из ткани . Салфетка с аппликацией.
Разметка округлых деталей по шаблонам. Подвижное
соединение деталей. Игрушка с подвижным соединением
деталей «Цыпленок», «Летающий диск».
Экономное использование бумаги при вычерчивании
нескольких окружностей. Игрушка из бумажных кругов
«Попугай»
Развертка изделия. Сгибание бумаги по заданным условным
обозначениям. Конверт для писем с клеевым соединением
деталей. Конверт с замком без клеевого соединения деталей.
Разметка геометрического орнамента с помощью угольника.
Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом»
Разметка прямоугольника с помощью угольника. Разметка
наклонных линий с помощью угольника. « Закладка для книг из
зигзагообразных полос», «Закладка для книг со «свободным
плетением»».
Соединение деталей изделия строчкой косого стежка.
«Салфетка – прихватка», «Рукавица – прихватка».
«Что надо знать о металле». Сминание, сжимание, скручивание
алюминиевой фольги. Изделие «Дерево», изделие «Паук».
Деление круга на равные части способом складывания.
«Геометрическая фигура-раскладка», «Складные часы».
Деление круга на равные части с помощью угольника и
линейки. Объемное елочное украшение, елочная игрушка
«Солнышко»
Тиражирование элементов. Точечное клеевое соединение
деталей. Растягивающаяся игрушка «Матрешка».
Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной
пополам. «Птица».
Количес
тво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Складывание из бумаги. «Снежинка», «Звезда».
Выполнение разметки с опорой на чертеж. Линии чертежа.
Чтение чертежа. Летающая модель «Планер», «Самолет».
Связывание ниток в пучок. Аппликация «Цветок из ниток»
Связывание ниток в пучок. «Помпон из ниток»
Изгибание проволоки. Декоративные фигурки птиц, зверей,
человечков.
Сборка изделия из разных материалов (проволока, бумага,
нитки). «Муха»
Изготовление открытой коробочки способом сгибания бумаги.
«Открытая коробочка»,
«Коробочка».
«Что ты знаешь о древесине?» Образцы и изображения
инструментов, материалов, приспособлений.
1
1
Обработка древесины ручными инструментами, Клеевое
соединение деталей из древесины. Аппликация из карандашной
стружки «Цветок».
Обработка древесины ручными инструментами. Клеевое
соединение деталей из древесины. Аппликации из древесных
заготовок «Дом».
Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями.
Пришивание пуговицы с ушком.
Пришивание пуговиц. Отделка изделий пуговицами.
Аппликации с использованием пуговиц «Медведь», «Кот»,
«Лягушка», «Собака».
Изготовление и пришивание вешалки. Зашивание простого
разрыва ткани. «Вешалка», «Зашивание простого разрыва
ткани».
Переплет. Записная книжка- раскладушка с переплетной
крышкой, «Блокнот».
Оборудование швейной мастерской.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1