МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Свердловская область
Управление образования Администрации Артинского городского округа
МБОУ «Барабинская ООШ им. Героя Советского Союза И. И. Черепанова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Введение в химию»
для обучающихся 7 класса
с. Бараба 2023 г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
✓ формирование ответственного
отношения
к учению, готовности
и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию,устойчивых познавательных интересов, а
также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития
опыта участия в социально значимом труде;
✓ формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики
✓ способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
✓ усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения;
✓ формирование
основ
экологической
культуры,
соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в
жизненныхситуациях.
Метапредметные результаты:
• формирование
веществах,
их
первоначальных
превращениях
и
систематизированных
практическом
представлений
применении;
о
овладение
понятийным аппаратом и символическим языком химии;
• осознание объективной значимости основ химической науки как области
современного естествознания, химических превращений неорганических и
органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы;
углубление представлений о материальном единстве мира;
• овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и
объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками
безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни;
умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в
целях сохранения здоровья и окружающей среды;
2
• формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми
химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять
причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а
также зависимость применения веществ от их свойств;
• приобретение опыта использования различных методов изучения веществ:
наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических
экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
• формирование представлений о значении химической науки в решении
современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных
и экологических катастроф.
Предметные результаты:
Ученик научится:
• правила ТБ при работе в химической лаборатории;
• операции химического эксперимента;
• устройство простейших химических приборов;
• отличительные признаки веществ и
физических тел; физических и
химических явлений;
• вещества,
наиболее часто используемые человеком в различных областях
(быту, медицине, сельском хозяйстве, строительстве, парфюмерии и др.), и
экологические последствия их применения.
Ученик получит возможность научиться:
• обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники
безопасности при выполнении практических работ и домашнего эксперимента;
• использовать
метод
наблюдения
при
выполнении
различных
видов
практических заданий
• нагревать вещества, проводить фильтрование и выпаривание;
• проводить простейшие исследования свойств веществ
• оформлять результаты наблюдений и проведенного эксперимента
• уметь выбирать способ разделения смесей на основании знаний о различии
3
свойств веществ;
• готовить водные растворы;
• распознавать кислоты и щёлочи индикаторами
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни
• работать индивидуально, в парах, группах, используя полученные знания
• обладать навыками работы с различными видами источников информации:
литературой, средствами Интернета, мультимедийными пособиями.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4
Тема 1.Химия в центре естествознания (11 час).
Химия - часть естествознания.
Взаимоотношения человека и окружающего мира. Предмет химии. Физические
тела и вещества. Свойства веществ и их применение на основе их свойств.
Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии.
Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия
проведения наблюдения. Гипотеза. Эксперимент. Вывод. Строение пламени.
Лаборатория и оборудование.
Моделирование.
Модель, моделирование. Особенности моделирования в географии, физике,
биологии. Модели в биологии. Муляжи, модели в физике. Географические
модели. Химические модели: предметные, знаковые или символьные.
Химические знаки и формулы.
Химический элемент. Химические знаки, их обозначение, произношение.
Химические формулы веществ. Простые и сложные вещества индексы и
коэффициенты. Качественный и количественный состав вещества.
Химия и физика.
Понятия «атом», «молекула», «ион». Строение вещества. Кристаллическое
состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия.
Броуновское движение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Агрегатные состояния веществ.
Понятие об агрегатном состоянии вещества. Физические и химические явления.
Газообразные, жидкие и твердые вещества. Аморфные вещества.
Химия и география.
Строение Земли: ядро, мантия, кора. Литосфера. Минералы и горные породы.
Химия и биология.
Химический состав живой клетки: неорганические и органические вещества.
Биологическая
роль
воды
в
живой
клетке.
Фотосинтез.
Хлорофилл.
5
Биологическое
значение
жиров,
белков,
углеводов
и
витаминов
для
жизнедеятельности организмов.
Качественные реакции в химии.
Качественные реакции. Распознавание веществ с помощью качественных
реакций. аналитический сигнал, определяемое вещество и реактив на него.
Тема 2.Математика в химии (11 час).
Относительная атомная и молекулярная массы.
Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масс. Определение
относительной атомной массы элементов по ПСХЭ Д.И. Менделеева. Нахождение
относительной молекулярной массы по формуле вещества.
Массовая доля элемента в сложном веществе.
Понятие о массовой доле химического элемента в сложном веществе и ее
расчет по формуле вещества.
Чистые вещества и смеси.
Чистые вещества. Смеси. Гетерогенные и гомогенные смеси. Газообразные,
твердые смеси.
Объемная доля газа в смеси.
Определение объемной доли газа в смеси. Состав атмосферного воздуха и
природного газа. Расчет объема доли газа в смеси по его объему, и наоборот.
Массовая доля вещества в растворе.
Массовая
доля
вещества
в
растворе.
Концентрация.
Растворитель
и
растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора
и массовой доле растворенного вещества.
Массовая доля примесей.
Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси в образце
исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по
массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей.
Тема 3. Явления,происходящие с веществами (11 час).
6
Разделение смесей.
Способы разделения смесей и очистка веществ. Фильтрование. Адсорбция.
Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший
адсорбент. Устройство противогаза.
Дистилляция или перегонка.
Дистилляция
как
процесс
выделения
вещества
из
жидкой
смеси.
Дистиллированная вода и области ее применения. Кристаллизация или
выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории и природе.
Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха.
Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций.
Химические реакции как процесс превращения одних веществ в другие.
Условия протекания и прекращения химических реакций. Соприкосновение
веществ, нагревание. Катализатор. Ингибитор. Управление реакциями горения.
Признаки химических реакций.
Признаки химических реакций:
изменение цвета, образование осадка,
растворение полученного осадка, выделение газа, появление запаха, выделение
или поглощение теплоты.
Тема 4.Рассказы по химии (2 час).Ученическая конференция. «Выдающиеся
русские ученые-химики». О жизни и деятельности М.В. Ломоносова, Д.И.
Менделеева, А.М. Бутлерова, других отечественных и зарубежных ученых.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
7
№
Тема урока
Количес
тво часов
Химия в центре естествознания
1
2
3
4
5
11
Химия как часть естествознания. Предмет химии
Наблюдение и эксперимент как методы изучения
естествознания и химии
Практическая работа по теме: «Знакомство с
лабораторным оборудованием. Правила техники
безопасности»
Практическая работа по теме: «Наблюдение за горящей
свечой. Устройство и работа спиртовки»
Моделирование
1
1
1
1
6
Химические знаки и формулы
1
7
Химия и физика
1
8
Агрегатное состояние веществ
1
9
Химия и география
1
10
Химия и биология
1
11
Качественные реакции в химии
1
Математика в химии
10
12
Относительная атомная и молекулярная массы
1
13
Массовая доля элемента в сложном веществе
1
14
Решение задач. Нахождение формулы вещества по
1
значениям массовых долей образующих его элементов
15
Чистые вещества и смеси
1
16
Объемная доля газа в смеси
1
17
Массовая доля вещества в растворе
1
18
Практическая работа по теме: «Приготовление раствора
1
с заданной массовой долей растворенного вещества»
19
Массовая доля примесей
1
20
Решение задач и упражнений по теме: «Математика в
1
8
химии»
21
Обобщающий урок по теме: «Математика в химии»
Явления, происходящие с веществами
1
11
22
Разделение смесей. Способы разделения смесей
1
23
Фильтрование
1
24
Адсорбция
1
25
Дистилляция
1
26
Практическая работа по теме: «Выращивание
1
кристаллов соли»
27
Практическая работа по теме: «Очистка поваренной
1
соли»
28
Химические реакции. Условия протекания и
1
прекращения химических реакций
29
Признаки химических реакций
1
30
Обсуждение результатов Практическая работа по теме:
1
«Изучение процесса коррозии железа»
31
Обобщение и актуализация знаний по теме: «Явления,
1
происходящие с веществами»
32
Обобщающий урок по теме: «Явления, происходящие с
1
веществами»
33
Рассказы по химии
2
Ученическая конференция «Выдающиеся русские
1
ученые-химики»
34
Итоговое занятие по теме: «Ее величество Химия»
1
35
Итоговый урок за год
1
9