РП Введение в химию 7 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Свердловская область
Управление образования Администрации Артинского городского округа
МБОУ «Барабинская ООШ им. Героя Советского Союза И. И. Черепанова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Введение в химию»
для обучающихся 7 класса

с. Бараба 2023 г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
✓ формирование ответственного

отношения

к учению, готовности

и

способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию,устойчивых познавательных интересов, а
также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития
опыта участия в социально значимом труде;
✓ формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики
✓ способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
✓ усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения;
✓ формирование

основ

экологической

культуры,

соответствующей

современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в
жизненныхситуациях.
Метапредметные результаты:
• формирование
веществах,

их

первоначальных
превращениях

и

систематизированных
практическом

представлений

применении;

о

овладение

понятийным аппаратом и символическим языком химии;
• осознание объективной значимости основ химической науки как области
современного естествознания, химических превращений неорганических и
органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы;
углубление представлений о материальном единстве мира;
• овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и
объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками
безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни;
умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в
целях сохранения здоровья и окружающей среды;
2

• формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми
химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять
причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а
также зависимость применения веществ от их свойств;
• приобретение опыта использования различных методов изучения веществ:
наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических
экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
• формирование представлений о значении химической науки в решении
современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных
и экологических катастроф.
Предметные результаты:
Ученик научится:
• правила ТБ при работе в химической лаборатории;
• операции химического эксперимента;
• устройство простейших химических приборов;
• отличительные признаки веществ и

физических тел; физических и

химических явлений;
• вещества,

наиболее часто используемые человеком в различных областях

(быту, медицине, сельском хозяйстве, строительстве, парфюмерии и др.), и
экологические последствия их применения.
Ученик получит возможность научиться:
• обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники
безопасности при выполнении практических работ и домашнего эксперимента;
• использовать

метод

наблюдения

при

выполнении

различных

видов

практических заданий
• нагревать вещества, проводить фильтрование и выпаривание;
• проводить простейшие исследования свойств веществ
• оформлять результаты наблюдений и проведенного эксперимента
• уметь выбирать способ разделения смесей на основании знаний о различии
3

свойств веществ;
• готовить водные растворы;
• распознавать кислоты и щёлочи индикаторами
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни
• работать индивидуально, в парах, группах, используя полученные знания
• обладать навыками работы с различными видами источников информации:
литературой, средствами Интернета, мультимедийными пособиями.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4

Тема 1.Химия в центре естествознания (11 час).
Химия - часть естествознания.
Взаимоотношения человека и окружающего мира. Предмет химии. Физические
тела и вещества. Свойства веществ и их применение на основе их свойств.
Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии.
Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия
проведения наблюдения. Гипотеза. Эксперимент. Вывод. Строение пламени.
Лаборатория и оборудование.
Моделирование.
Модель, моделирование. Особенности моделирования в географии, физике,
биологии. Модели в биологии. Муляжи, модели в физике. Географические
модели. Химические модели: предметные, знаковые или символьные.
Химические знаки и формулы.
Химический элемент. Химические знаки, их обозначение, произношение.
Химические формулы веществ. Простые и сложные вещества индексы и
коэффициенты. Качественный и количественный состав вещества.
Химия и физика.
Понятия «атом», «молекула», «ион». Строение вещества. Кристаллическое
состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия.
Броуновское движение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Агрегатные состояния веществ.
Понятие об агрегатном состоянии вещества. Физические и химические явления.
Газообразные, жидкие и твердые вещества. Аморфные вещества.
Химия и география.
Строение Земли: ядро, мантия, кора. Литосфера. Минералы и горные породы.
Химия и биология.
Химический состав живой клетки: неорганические и органические вещества.
Биологическая

роль

воды

в

живой

клетке.

Фотосинтез.

Хлорофилл.
5

Биологическое

значение

жиров,

белков,

углеводов

и

витаминов

для

жизнедеятельности организмов.
Качественные реакции в химии.
Качественные реакции. Распознавание веществ с помощью качественных
реакций. аналитический сигнал, определяемое вещество и реактив на него.
Тема 2.Математика в химии (11 час).
Относительная атомная и молекулярная массы.
Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масс. Определение
относительной атомной массы элементов по ПСХЭ Д.И. Менделеева. Нахождение
относительной молекулярной массы по формуле вещества.
Массовая доля элемента в сложном веществе.
Понятие о массовой доле химического элемента в сложном веществе и ее
расчет по формуле вещества.
Чистые вещества и смеси.
Чистые вещества. Смеси. Гетерогенные и гомогенные смеси. Газообразные,
твердые смеси.
Объемная доля газа в смеси.
Определение объемной доли газа в смеси. Состав атмосферного воздуха и
природного газа. Расчет объема доли газа в смеси по его объему, и наоборот.
Массовая доля вещества в растворе.
Массовая

доля

вещества

в

растворе.

Концентрация.

Растворитель

и

растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора
и массовой доле растворенного вещества.
Массовая доля примесей.
Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси в образце
исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по
массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей.
Тема 3. Явления,происходящие с веществами (11 час).
6

Разделение смесей.
Способы разделения смесей и очистка веществ. Фильтрование. Адсорбция.
Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший
адсорбент. Устройство противогаза.
Дистилляция или перегонка.
Дистилляция

как

процесс

выделения

вещества

из

жидкой

смеси.

Дистиллированная вода и области ее применения. Кристаллизация или
выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории и природе.
Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха.
Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций.
Химические реакции как процесс превращения одних веществ в другие.
Условия протекания и прекращения химических реакций. Соприкосновение
веществ, нагревание. Катализатор. Ингибитор. Управление реакциями горения.
Признаки химических реакций.
Признаки химических реакций:

изменение цвета, образование осадка,

растворение полученного осадка, выделение газа, появление запаха, выделение
или поглощение теплоты.
Тема 4.Рассказы по химии (2 час).Ученическая конференция. «Выдающиеся
русские ученые-химики». О жизни и деятельности М.В. Ломоносова, Д.И.
Менделеева, А.М. Бутлерова, других отечественных и зарубежных ученых.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
7

№

Тема урока

Количес
тво часов

Химия в центре естествознания
1
2
3

4
5

11

Химия как часть естествознания. Предмет химии
Наблюдение и эксперимент как методы изучения
естествознания и химии
Практическая работа по теме: «Знакомство с
лабораторным оборудованием. Правила техники
безопасности»
Практическая работа по теме: «Наблюдение за горящей
свечой. Устройство и работа спиртовки»
Моделирование

1
1

1
1

6

Химические знаки и формулы

1

7

Химия и физика

1

8

Агрегатное состояние веществ

1

9

Химия и география

1

10

Химия и биология

1

11

Качественные реакции в химии

1

Математика в химии

10

12

Относительная атомная и молекулярная массы

1

13

Массовая доля элемента в сложном веществе

1

14

Решение задач. Нахождение формулы вещества по

1

значениям массовых долей образующих его элементов
15

Чистые вещества и смеси

1

16

Объемная доля газа в смеси

1

17

Массовая доля вещества в растворе

1

18

Практическая работа по теме: «Приготовление раствора

1

с заданной массовой долей растворенного вещества»
19

Массовая доля примесей

1

20

Решение задач и упражнений по теме: «Математика в

1
8

химии»
21

Обобщающий урок по теме: «Математика в химии»
Явления, происходящие с веществами

1
11

22

Разделение смесей. Способы разделения смесей

1

23

Фильтрование

1

24

Адсорбция

1

25

Дистилляция

1

26

Практическая работа по теме: «Выращивание

1

кристаллов соли»
27

Практическая работа по теме: «Очистка поваренной

1

соли»
28

Химические реакции. Условия протекания и

1

прекращения химических реакций
29

Признаки химических реакций

1

30

Обсуждение результатов Практическая работа по теме:

1

«Изучение процесса коррозии железа»
31

Обобщение и актуализация знаний по теме: «Явления,

1

происходящие с веществами»
32

Обобщающий урок по теме: «Явления, происходящие с

1

веществами»

33

Рассказы по химии

2

Ученическая конференция «Выдающиеся русские

1

ученые-химики»
34

Итоговое занятие по теме: «Ее величество Химия»

1

35

Итоговый урок за год

1

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 20.01.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (34391) 4-65-99

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».