РП Обществознание 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Барабинская основная общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Ивана Ивановича Черепанова»

Рабочая программа
по курсу «Обществознание»
для обучающихся 5 класса

с. Бараба 2023 г.

Планируемые результаты освоения учебного курса
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для
характеристики его природы;
• характеризовать

основные

возрастные

периоды

жизни

человека,

особенности подросткового возраста;
• в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики
и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности
человека;
• характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы
потребностей человека;
• приводить примеры основных видов деятельности человека;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,
связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов;
выражать

собственное

отношение

к

различным

способам

разрешения

межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях,
связанных с деятельностью человека;
• оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
• оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на
примерах

показывать

опасность

удовлетворения

мнимых

потребностей,

угрожающих здоровью;

2

• использовать

элементы

причинно-следственного

анализа

при

характеристике межличностных конфликтов;
• моделировать возможные последствия позитивного и негативного
воздействия группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
• демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества,
раскрывать роль природы в жизни человека;
• распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
• характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим;
оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
• различать

экономические,

социальные,

политические,

культурные

явления и процессы общественной жизни;
• выполнять

несложные

познавательные

и

практические

задания,

основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
• характеризовать

экологический

кризис

как

глобальную

проблему

человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
• на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
• раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на
общество и личность;
• конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в
различных сферах общественной жизни;

3

• выявлять

причинно-следственные

связи

общественных

явлений

и

характеризовать основные направления общественного развития;
• осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
• раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни
и поведения человека;
• различать отдельные виды социальных норм;
• характеризовать основные нормы морали;
• критически

осмысливать

информацию

морально-нравственного

характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать,
анализировать полученные данные; применять полученную информацию для
определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков
других людей с нравственными ценностями;
• раскрывать

сущность

патриотизма,

гражданственности;

приводить

примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
• характеризовать специфику норм права;
• сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и
особенности;
• раскрывать сущность процесса социализации личности;
• объяснять причины отклоняющегося поведения;
• описывать

негативные

последствия

наиболее

опасных

форм

отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания
влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
4

• оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры,
выражать свое мнение о явлениях культуры;
• описывать явления духовной культуры;
• объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
• оценивать роль образования в современном обществе;
• различать уровни общего образования в России;
• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и
проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
• описывать

духовные

ценности

российского

народа

и

выражать

собственное отношение к ним;
• объяснять необходимость непрерывного образования в современных
условиях;
• учитывать общественные потребности при выборе направления своей
будущей профессиональной деятельности;
• раскрывать роль религии в современном обществе;
• характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения
достижений культуры;
• характеризовать

основные

направления

развития

отечественной

культуры в современных условиях;
• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о
таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
5

Социальная сфера
Выпускник научится:
• описывать

социальную

структуру

в

обществах

разного

типа,

характеризовать основные социальные общности и группы;
• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• характеризовать ведущие направления социальной политики Российского
государства;
• выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
• приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
• описывать основные социальные роли подростка;
• конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
• характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
• объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их
разрешения;
• характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции
семьи в обществе;
• раскрывать основные роли членов семьи;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно
выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,
связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать
собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
• раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с
позиций историзма;

6

• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным
проблемам молодежи;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,
связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать
собственное

отношение

к

различным

способам

разрешения

семейных

конфликтов;
• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать
здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии
с требованиями безопасности жизнедеятельности;
• использовать

элементы

причинно-следственного

анализа

при

характеристике семейных конфликтов;
• находить и извлекать социальную информацию о государственной
семейной политике из адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
• объяснять роль политики в жизни общества;
• различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их
примерами;
• давать

характеристику

формам

государственно-территориального

устройства;
• различать различные типы политических режимов, раскрывать их
основные признаки;
• раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы
демократии;
• называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных
примерах;
7

• характеризовать различные формы участия граждан в политической
жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции
в укреплении нашего государства;
• соотносить различные оценки политических событий и процессов и
делать обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
• характеризовать государственное устройство Российской Федерации,
называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и
компетенцию;
• объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
• раскрывать достижения российского народа;
• объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
• называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы
граждан, гарантированные Конституцией РФ;
• осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего
государства;
• характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
• аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе
изменений на положение России в мире;
• использовать знания и умения для формирования способности уважать
права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
8

Выпускник научится:
• характеризовать систему российского законодательства;
• раскрывать

особенности

гражданской

дееспособности

несовершеннолетних;
• характеризовать гражданские правоотношения;
• раскрывать смысл права на труд;
• объяснять роль трудового договора;
• разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в
трудовых отношениях;
• характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
• характеризовать

особенности

уголовного

права

и

уголовных

правоотношений;
• конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
• характеризовать

специфику

уголовной

ответственности

несовершеннолетних;
• раскрывать связь права на образование и обязанности получить
образование;
• анализировать

несложные

практические

ситуации,

связанные

с

гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых
модельных

ситуациях

определять

признаки

правонарушения,

проступка,

преступления;
• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой
прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера,
полученную из доступных

источников, систематизировать, анализировать

полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения
9

собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения,
установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
• на

основе

полученных

знаний

о

правовых

нормах

выбирать

в

предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель
правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и
правопорядку;
• оценивать

сущность

и

значение

правопорядка

и

законности,

собственный возможный вклад в их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми
способами и средствами.
Экономика
Выпускник научится:
• объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
• различать

основных

участников

экономической

деятельности:

производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
• раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
• характеризовать

основные

экономические

системы,

экономические

явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать
полученные данные об экономических системах;
• характеризовать

механизм

рыночного

регулирования

экономики;

анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
• объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики;
анализировать структуру бюджета государства;
• называть и конкретизировать примерами виды налогов;
10

• характеризовать функции денег и их роль в экономике;
• раскрывать

социально-экономическую

роль

и

функции

предпринимательства;
• анализировать информацию об экономической жизни общества из
адаптированных

источников

различного

типа;

анализировать

несложные

статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся
отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические
знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов
поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы
трудовой и предпринимательской деятельности;
• раскрывать

рациональное

поведение

субъектов

экономической

деятельности;
• характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного
бюджета;
• использовать полученные знания

при

анализе фактов поведения

участников экономической деятельности;
• обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую
информацию, получаемую из неадаптированных источников;
• выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской экономики;
• анализировать

и

оценивать

с

позиций

экономических

знаний

сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

11

• решать с опорой на полученные знания познавательные задачи,
отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности
человека;
• грамотно применять полученные знания для определения экономически
рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
• сопоставлять

свои

потребности

и

возможности,

оптимально

распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный
бюджет.

12

Содержание учебного предмета
Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в
системе общего образования, поскольку должно обеспечить формирование
мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных
основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности,
правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности
ценностям, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в
общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего
образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о
человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной школе
многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук:
экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение,
философия,

акцентируя

внимание

на

современные

реалии

жизни,

что

способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни
человека в нем.
Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие
личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие
способности обучающихся анализировать социально значимую информацию,
делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным
событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к
условиям динамично развивающегося современного общества.
Учебный предмет «Обществознание»

на уровне основного общего

образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит
обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Мировая

13

художественная культура», «География», «Биология», что создает возможность
одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий
человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные
возрастные

периоды

жизни

человека.

Отношения

между

поколениями.

Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека.
Особые

потребности

людей

с

ограниченными

возможностями.

Понятие

деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание
человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и
общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые
отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и
природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни
общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и
народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного
терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства
связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское
общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе.
Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы.
Общественные

ценности.

Гражданственность

и

патриотизм.

Уважение

социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность.
Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и
14

общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг.
Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества
и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия.
Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и
общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного
общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки
в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества.
Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования.
Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма
культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести.
Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на
развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная

структура общества. Социальные общности и

группы.

Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в
подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения.
Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи.
Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация.
Национальное

самосознание.

Отношения

между

нациями.

Россия

–

многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его
существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика
15

государства.

Формы

правления.

Формы

государственно-территориального

устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности.
Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической
жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения,
их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство.
Местное

самоуправление.

Межгосударственные

отношения.

Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской
Федерации

–

основной

закон

государства.

Конституционные

основы

государственного строя Российской Федерации. Государственные символы
России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы
государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент
Российской

Федерации,

его

основные

функции.

Федеральное

Собрание

Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система
Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской
Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в
Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской
Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный
правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и
виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности.
Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды
16

гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей,
защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и
трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании
трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и
обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без
попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений.
Административные

правонарушения.

Виды

административного

наказания.

Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений.
Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового
статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность
малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое
регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и
наказания

несовершеннолетних.

Международное

гуманитарное

право.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги.
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа
экономики.

Распределение.

Обмен.

Потребление.

Факторы

производства.

Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность.
Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия.
Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская
деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов.
Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии.
Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике.

17

Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги:
система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.
Банковские

услуги,

предоставляемые

гражданам:

депозит,

кредит,

платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы
дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг,
онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества,
ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное
обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций.
Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств.
Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы.
Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.

18

Тематическое планирование
Класс:

5

(под редакцией Боголюбова Л.Н. и Ивановой Л.Ф.)
№

Название раздела, темы урока

п/п

Кол-во
часов

Глава 1. Человек

6

1.

Введение в изучение курса.

1

2.

Загадка человека.

1

3.

Наследственность – биологическая сущность всех людей.

1

4.

Отрочество – особая пора жизни.

1

5.

Самостоятельность – показатель взрослости.

1

6.

Роль и значение общения в жизни человека.

1

(Тренировочные упражнения)
Глава 2. Семья

7

7.

Семья и семейные отношения.

1

8.

Виды семей.

1

9.

Семейное хозяйство.

1

10.

Правила ведения хозяйства.

11.

Свободное время.

12.

Хобби – вид человеческой деятельности.

13.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Семья».

1

Глава 3. Школа

7

14.

Образование в жизни человека.

2

15.

Современные образовательные учреждения.

16.

Образование и самообразование.

17.

Самообразование и самоорганизация.

18.

Одноклассники, сверстники, друзья.

19.

Товарищ, друг.

20.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Школа».

1

Глава 4. Труд

5

1

2

2

19

21.

Труд – основа жизни.

1

22.

Богатство и бедность

1

23.

Труд и творчество.

1

24.

Виды творчества.

1

25.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Труд»

1

Глава 5. Родина

9

26.

Наша Родина – Россия.

1

27.

Патриот, патриотизм.

1

28.

Государственные символы России (Герб).

1

29.

Государственные символы России (Флаг и Гимн).

1

30.

Гражданин России.

1

31.

Права и обязанности граждан России.

1

32.

Мы – многонациональный народ.

1

33.

Многонациональная культура России.

1

34.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Родина».

1

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 20.01.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (34391) 4-65-99

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».