Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Барабинская основная общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Ивана Ивановича Черепанова»
Рабочая программа
по курсу «Обществознание»
для обучающихся 5 класса
с. Бараба 2023 г.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для
характеристики его природы;
• характеризовать
основные
возрастные
периоды
жизни
человека,
особенности подросткового возраста;
• в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики
и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности
человека;
• характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы
потребностей человека;
• приводить примеры основных видов деятельности человека;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,
связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов;
выражать
собственное
отношение
к
различным
способам
разрешения
межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях,
связанных с деятельностью человека;
• оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
• оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на
примерах
показывать
опасность
удовлетворения
мнимых
потребностей,
угрожающих здоровью;
2
• использовать
элементы
причинно-следственного
анализа
при
характеристике межличностных конфликтов;
• моделировать возможные последствия позитивного и негативного
воздействия группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
• демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества,
раскрывать роль природы в жизни человека;
• распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
• характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим;
оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
• различать
экономические,
социальные,
политические,
культурные
явления и процессы общественной жизни;
• выполнять
несложные
познавательные
и
практические
задания,
основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
• характеризовать
экологический
кризис
как
глобальную
проблему
человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
• на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
• раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на
общество и личность;
• конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в
различных сферах общественной жизни;
3
• выявлять
причинно-следственные
связи
общественных
явлений
и
характеризовать основные направления общественного развития;
• осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
• раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни
и поведения человека;
• различать отдельные виды социальных норм;
• характеризовать основные нормы морали;
• критически
осмысливать
информацию
морально-нравственного
характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать,
анализировать полученные данные; применять полученную информацию для
определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков
других людей с нравственными ценностями;
• раскрывать
сущность
патриотизма,
гражданственности;
приводить
примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
• характеризовать специфику норм права;
• сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и
особенности;
• раскрывать сущность процесса социализации личности;
• объяснять причины отклоняющегося поведения;
• описывать
негативные
последствия
наиболее
опасных
форм
отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания
влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
4
• оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры,
выражать свое мнение о явлениях культуры;
• описывать явления духовной культуры;
• объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
• оценивать роль образования в современном обществе;
• различать уровни общего образования в России;
• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и
проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
• описывать
духовные
ценности
российского
народа
и
выражать
собственное отношение к ним;
• объяснять необходимость непрерывного образования в современных
условиях;
• учитывать общественные потребности при выборе направления своей
будущей профессиональной деятельности;
• раскрывать роль религии в современном обществе;
• характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения
достижений культуры;
• характеризовать
основные
направления
развития
отечественной
культуры в современных условиях;
• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о
таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
5
Социальная сфера
Выпускник научится:
• описывать
социальную
структуру
в
обществах
разного
типа,
характеризовать основные социальные общности и группы;
• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• характеризовать ведущие направления социальной политики Российского
государства;
• выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
• приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
• описывать основные социальные роли подростка;
• конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
• характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
• объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их
разрешения;
• характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции
семьи в обществе;
• раскрывать основные роли членов семьи;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно
выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,
связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать
собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
• раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с
позиций историзма;
6
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным
проблемам молодежи;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,
связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать
собственное
отношение
к
различным
способам
разрешения
семейных
конфликтов;
• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать
здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии
с требованиями безопасности жизнедеятельности;
• использовать
элементы
причинно-следственного
анализа
при
характеристике семейных конфликтов;
• находить и извлекать социальную информацию о государственной
семейной политике из адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
• объяснять роль политики в жизни общества;
• различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их
примерами;
• давать
характеристику
формам
государственно-территориального
устройства;
• различать различные типы политических режимов, раскрывать их
основные признаки;
• раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы
демократии;
• называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных
примерах;
7
• характеризовать различные формы участия граждан в политической
жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции
в укреплении нашего государства;
• соотносить различные оценки политических событий и процессов и
делать обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
• характеризовать государственное устройство Российской Федерации,
называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и
компетенцию;
• объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
• раскрывать достижения российского народа;
• объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
• называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы
граждан, гарантированные Конституцией РФ;
• осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего
государства;
• характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
• аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе
изменений на положение России в мире;
• использовать знания и умения для формирования способности уважать
права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
8
Выпускник научится:
• характеризовать систему российского законодательства;
• раскрывать
особенности
гражданской
дееспособности
несовершеннолетних;
• характеризовать гражданские правоотношения;
• раскрывать смысл права на труд;
• объяснять роль трудового договора;
• разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в
трудовых отношениях;
• характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
• характеризовать
особенности
уголовного
права
и
уголовных
правоотношений;
• конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
• характеризовать
специфику
уголовной
ответственности
несовершеннолетних;
• раскрывать связь права на образование и обязанности получить
образование;
• анализировать
несложные
практические
ситуации,
связанные
с
гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых
модельных
ситуациях
определять
признаки
правонарушения,
проступка,
преступления;
• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой
прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера,
полученную из доступных
источников, систематизировать, анализировать
полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения
9
собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения,
установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
• на
основе
полученных
знаний
о
правовых
нормах
выбирать
в
предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель
правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и
правопорядку;
• оценивать
сущность
и
значение
правопорядка
и
законности,
собственный возможный вклад в их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми
способами и средствами.
Экономика
Выпускник научится:
• объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
• различать
основных
участников
экономической
деятельности:
производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
• раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
• характеризовать
основные
экономические
системы,
экономические
явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать
полученные данные об экономических системах;
• характеризовать
механизм
рыночного
регулирования
экономики;
анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
• объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики;
анализировать структуру бюджета государства;
• называть и конкретизировать примерами виды налогов;
10
• характеризовать функции денег и их роль в экономике;
• раскрывать
социально-экономическую
роль
и
функции
предпринимательства;
• анализировать информацию об экономической жизни общества из
адаптированных
источников
различного
типа;
анализировать
несложные
статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся
отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические
знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов
поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы
трудовой и предпринимательской деятельности;
• раскрывать
рациональное
поведение
субъектов
экономической
деятельности;
• характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного
бюджета;
• использовать полученные знания
при
анализе фактов поведения
участников экономической деятельности;
• обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую
информацию, получаемую из неадаптированных источников;
• выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской экономики;
• анализировать
и
оценивать
с
позиций
экономических
знаний
сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
11
• решать с опорой на полученные знания познавательные задачи,
отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности
человека;
• грамотно применять полученные знания для определения экономически
рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
• сопоставлять
свои
потребности
и
возможности,
оптимально
распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный
бюджет.
12
Содержание учебного предмета
Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в
системе общего образования, поскольку должно обеспечить формирование
мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных
основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности,
правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности
ценностям, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в
общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего
образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о
человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной школе
многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук:
экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение,
философия,
акцентируя
внимание
на
современные
реалии
жизни,
что
способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни
человека в нем.
Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие
личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие
способности обучающихся анализировать социально значимую информацию,
делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным
событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к
условиям динамично развивающегося современного общества.
Учебный предмет «Обществознание»
на уровне основного общего
образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит
обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Мировая
13
художественная культура», «География», «Биология», что создает возможность
одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий
человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные
возрастные
периоды
жизни
человека.
Отношения
между
поколениями.
Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека.
Особые
потребности
людей
с
ограниченными
возможностями.
Понятие
деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание
человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и
общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые
отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и
природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни
общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и
народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного
терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства
связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское
общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе.
Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы.
Общественные
ценности.
Гражданственность
и
патриотизм.
Уважение
социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность.
Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и
14
общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг.
Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества
и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия.
Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и
общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного
общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки
в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества.
Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования.
Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма
культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести.
Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на
развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная
структура общества. Социальные общности и
группы.
Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в
подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения.
Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи.
Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация.
Национальное
самосознание.
Отношения
между
нациями.
Россия
–
многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его
существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика
15
государства.
Формы
правления.
Формы
государственно-территориального
устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности.
Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической
жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения,
их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство.
Местное
самоуправление.
Межгосударственные
отношения.
Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской
Федерации
–
основной
закон
государства.
Конституционные
основы
государственного строя Российской Федерации. Государственные символы
России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы
государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент
Российской
Федерации,
его
основные
функции.
Федеральное
Собрание
Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система
Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской
Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в
Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской
Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный
правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и
виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности.
Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды
16
гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей,
защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и
трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании
трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и
обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без
попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений.
Административные
правонарушения.
Виды
административного
наказания.
Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений.
Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового
статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность
малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое
регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и
наказания
несовершеннолетних.
Международное
гуманитарное
право.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги.
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа
экономики.
Распределение.
Обмен.
Потребление.
Факторы
производства.
Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность.
Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия.
Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская
деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов.
Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии.
Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике.
17
Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги:
система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.
Банковские
услуги,
предоставляемые
гражданам:
депозит,
кредит,
платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы
дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг,
онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества,
ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное
обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций.
Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств.
Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы.
Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
18
Тематическое планирование
Класс:
5
(под редакцией Боголюбова Л.Н. и Ивановой Л.Ф.)
№
Название раздела, темы урока
п/п
Кол-во
часов
Глава 1. Человек
6
1.
Введение в изучение курса.
1
2.
Загадка человека.
1
3.
Наследственность – биологическая сущность всех людей.
1
4.
Отрочество – особая пора жизни.
1
5.
Самостоятельность – показатель взрослости.
1
6.
Роль и значение общения в жизни человека.
1
(Тренировочные упражнения)
Глава 2. Семья
7
7.
Семья и семейные отношения.
1
8.
Виды семей.
1
9.
Семейное хозяйство.
1
10.
Правила ведения хозяйства.
11.
Свободное время.
12.
Хобби – вид человеческой деятельности.
13.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Семья».
1
Глава 3. Школа
7
14.
Образование в жизни человека.
2
15.
Современные образовательные учреждения.
16.
Образование и самообразование.
17.
Самообразование и самоорганизация.
18.
Одноклассники, сверстники, друзья.
19.
Товарищ, друг.
20.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Школа».
1
Глава 4. Труд
5
1
2
2
19
21.
Труд – основа жизни.
1
22.
Богатство и бедность
1
23.
Труд и творчество.
1
24.
Виды творчества.
1
25.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Труд»
1
Глава 5. Родина
9
26.
Наша Родина – Россия.
1
27.
Патриот, патриотизм.
1
28.
Государственные символы России (Герб).
1
29.
Государственные символы России (Флаг и Гимн).
1
30.
Гражданин России.
1
31.
Права и обязанности граждан России.
1
32.
Мы – многонациональный народ.
1
33.
Многонациональная культура России.
1
34.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Родина».
1
20