РП Биология 8-9 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Свердловская область
Управление образования Администрации Артинского городского округа
МБОУ «Барабинская ООШ им. Героя Советского Союза И. И. Черепанова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Биология»
для обучающихся 8-9 классов

с. Бараба 2023 г.

Пояснительная записка
Программа по биологии на уровне основного общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных в
ФГОС ООО, а также на основе федеральной рабочей программы воспитания и с
учётом концепции преподавания учебного предмета «Биология» в
образовательных организациях Российской Федерации.
Программа по биологии даёт представление о целях, общей стратегии
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета,
устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает
распределение его по классам и структурирование по разделам и темам
программы по биологии, определяет количественные и качественные
характеристики содержания, рекомендуемую последовательность изучения
биологии с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет
возможности предмета для реализации требований к результатам освоения
основной образовательной программы на уровне основного общего образования,
а также требований к результатам обучения биологии на уровне целей изучения
предмета и основных видов учебно-познавательной деятельности обучающегося
по освоению учебного содержания.
Знание биологии служит основой для формирования мировоззрения
обучающегося, его представлений о материальном единстве мира, важную роль
играют формируемые биологией представления о взаимопревращениях энергии
и об эволюции веществ в природе, о путях решения глобальных проблем
устойчивого развития человечества – сырьевой, энергетической, пищевой и
экологической безопасности, проблем здравоохранения.
Изучение биологии:
способствует реализации возможностей для саморазвития и формирования
культуры личности, её общей и функциональной грамотности;
вносит вклад в формирование мышления и творческих способностей
обучающихся, навыков их самостоятельной учебной деятельности,
экспериментальных и исследовательских умений, необходимых как в
повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности;
знакомит со спецификой научного мышления, закладывает основы
целостного взгляда на единство природы и человека, является ответственным
этапом в формировании естественно­-научной грамотности обучающихся;
способствует формированию ценностного отношения к естественно­научным знаниям, к природе, к человеку, вносит свой вклад в экологическое
образование обучающихся.
Данные направления в обучении биологии обеспечиваются спецификой
содержания
учебного
предмета,
который
является
педагогически
2

адаптированным отражением базовой науки химии на определённом этапе её
развития.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, знание
основ здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы;
-

сформированность

интеллектуальных

умений

(доказывать,

строить

рассуждения, анализировать, делать выводы);
- сформированность эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание
значимости и общности глобальных проблем человечества; - формирование
уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям
и образу жизни других народов;
- освоение социальных норм и правил поведения, в группах и сообществах,
включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора;
-

формирование

нравственных

чувств

и

нравственного

поведения,

осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-

формирование

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе

3

образовательной,

общественно

полезной,

учебно-исследовательской,

творческой и других видов деятельности;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни
во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде.
Метапредметные результатами освоения выпускниками основной школы
программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности,
включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить
эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации:
находить биологическую информацию в различных источниках (тексте
учебника,

научнопопулярной

литературе,

биологических

словарях

и

справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации

своей

позиции,

сравнивать

разные

точки

зрения,

аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения основной общеобразовательной
программы являются:
Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания
биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам,
процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека;
проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом;
описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные
биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
4

Выпускник

овладеет

закономерностями,

системой

биологических

законами,

теориями,

знаний

–

понятиями,

имеющими

важное

общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории
становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной
организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений
и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием
собственного

организма;

правила

работы

в

кабинете

биологии,

с

биологическими приборами и инструментами.
Выпускник

приобретет

навыки

использования

научно-популярной

литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных
носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и
основ здорового образа жизни в быту;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
ориентироваться

в

системе

познавательных

ценностей

–

воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной
литературе,

средствах

массовой

информации

и

Интернет-ресурсах,

критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и
данные об источнике информации;
создавать

собственные

письменные

и

устные

сообщения

о

биологических явлениях
ипроцессах на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Человек и его здоровье
Выпускник научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (животных
клеток

и

тканей,

органов

и

систем

органов

человека)

и

процессов

жизнедеятельности, характерных для организма человека;
5

аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и
окружающей среды, родства человека с животными;
аргументировать, приводить доказательства отличий человека от
животных;
аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения
мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек,
нарушения осанки,
зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
объяснять

эволюцию

вида

Человек

разумный

на

примерах

сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний
у человека,сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей
человеку;
различать

по

внешнему

виду,

схемам

и

описаниям

реальные

биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их
изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы
органов),процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ,
выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать

взаимосвязи

между

особенностями

строения

и

функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать
биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом
человека и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные принципы здорового образа
жизни,рациональной организации труда и отдыха;
анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье
человека;
описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
6

объяснять необходимость применения тех или иных приемов при
оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях,
травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в
научно-популярной

литературе,

биологических

словарях,

справочниках,

Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы
в другую;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по
отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернетресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных
сообщений и докладов;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих;
последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
создавать собственные письменные и устные сообщения об организме
человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников
информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности
аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач
связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма
человека,

планировать

совместную

деятельность,

учитывать

мнение

окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность
группы.
Общие биологические закономерности
Выпускник научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (вида,
экосистемы,
биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты
окружающейсреды;
7

аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья
человека от состояния окружающей среды;
осуществлять классификацию биологических объектов на основе
определения их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль
биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического
разнообразия для сохранения биосферы;
объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе
сопоставления особенностей их строения и функционирования;
объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения
приспособленности, процесс видообразования;
различать

по

внешнему

виду,

схемам

и

описаниям

реальные

биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки
биологических объектов;
сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
устанавливать

взаимосвязи

между

особенностями

строения

и

функциями органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать
биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и
объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения
культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах
информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений,
докладов,рефератов;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:

8

•

понимать экологические проблемы, возникающие в условиях

нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
•

анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих

действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих,
последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
•

находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной

литературе,

специализированных

биологических

словарях,

справочниках,

Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы
в другую;ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по
отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью
других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях,
экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам
живой природы);создавать собственные письменные и устные сообщения о
современных проблемахобласти биологии и охраны окружающей среды на
основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
•

работать в группе сверстников при решении познавательных задач

связанных с теоретическими и практическими проблемами в области
молекулярной биологии, генетики,экологии, биотехнологии, медицины и охраны
окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать
мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность
группы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Биологическое

образование

в

основной

школе

должно

обеспечить

формирование биологической и экологической грамотности, расширение
представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и
эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в
решении практических задач, связанных с живой природой.
Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у
обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание
9

условий

для

формирования

интеллектуальных,

гражданских,

коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют
научными методами решения различных теоретических и практических задач,
умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты,
оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с
объективными реалиями жизни.
Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся
умения

безопасно

использовать

лабораторное

оборудование,

проводить

исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно
аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся
научного

мировоззрения,

освоения

общенаучных

методов

(наблюдение,

измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения
научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика»,
«Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности
жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
Человек и его здоровье.
Введение в науки о человеке.
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма
человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих
организм человека. Научные методы изучения человеческого организма
(наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного
мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как
социального существа. Происхождение современного человека. Расы.
Общие свойства организма человека.
Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов.
Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и
системы органов организма человека, их строение и функции. Организм
человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая
жидкость).
Нейрогуморальная регуляция функций организма.
10

Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции
функций.Нервная система:
и

центральная

и периферическая, соматическая

вегетативная.

Нейроны,нервы,нервныеузлы. Рефлекторный
принципработынервнойсистемы.Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной
мозг. Большие полушария головного мозга.
Особенностиразвитияголовногомозгачеловекаегофункциональнаяасимметрия.
Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.
Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в
регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции:
гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной
секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных
желез.
Опора и движение.
Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав,
строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета
человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние
факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их
функции. Значение физических упражнений для правильного формирования
скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при
травмах опорно-двигательного аппарата.
Кровь и кровообращение.
Функции крови илимфы. Поддержание постоянства внутренней среды.
Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты,
тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание
крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ
Л.Пастера и И.И.Мечникова в областииммунитета. Роль прививок в борьбе с
инфекционными

заболеваниями.Кровеносная

илилимфатическая

системы:

строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и
работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы
пососудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы.Профилактика сердечно11

сосудистыхзаболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи
при кровотечениях.
Дыхание.
Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные
объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания.
Вред

табакокурения.

Предупреждение

распространения

инфекционных

заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного
организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего,
отравлении угарным газом.
Пищеварение.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции.
Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости.
Зубы и уход за ними.
Слюна и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный
сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной
железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности
пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение
пищеварения.

Гигиена

питания,

предотвращение

желудочно-кишечных

заболеваний.
Обмен веществ и энергии.
Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и
энергии.

Обмен

органических

и

неорганических

веществ.

Витамины.

Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения.
Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания.
Регуляция обмена веществ.
Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях
среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах
терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах,
обморожениях и их профилактика.
Выделение.

12

Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и
выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной
системы и меры их предупреждения.
Размножение и развитие.
Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное
развитие. Роды. Рост и развитие ребенка.Половое созревание.Наследование
признаков у человека.Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном
здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ,
профилактика СПИДа.
Сенсорные системы (анализаторы).
Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их
строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка.
Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их
предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха.
Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса.
Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы
чувств.
Высшая нервная деятельность.
Высшая

нервная

деятельность

человека,

работы

И.М.Сеченова,И.П.Павлова,А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и
условные рефлексы,их значение.Познавательная деятельность мозга. Эмоции,
память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение
нарушений сна. Особенности психики человека:осмысленность восприятия,
словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из
поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности личности:
способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение
человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных,творческих
и эстетическихпотребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики
и поведения человека.
Здоровье человека и его охрана.
13

Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил
здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание,
двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических
упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции
организма.

Факторы,

употребление

нарушающие

алкоголя,

здоровье

несбалансированное

(гиподинамия,

питание,

стресс).

курение,
Культура

отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника
веществ иэнергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая
характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и
отдыха. Соблюдение правилповедения в окружающей среде, в опасных и
чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни.
Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
Общие биологические закономерности.
Биология как наука.
Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение,
описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в
повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании
естественно-научной картины мира. Основные признаки живого. Уровни
организации

живой

природы.

Живые природныеобъекты как

система.

Классификация живых природных объектов.
Клетка.
Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их
родства, единства живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка,
плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Многообразие клеток.
Обмен веществ и превращение энергии
в клетке. Хромосомы и гены. Нарушения в строении и функционировании
клеток–одна

изпричин

заболевания

организма.

Деление

клетки–основа

размножения,роста и развитияорганизмов.
Организм.
14

Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Одноклеточные и
многоклеточные организмы. Особенности химического состава организмов:
неорганические и органические
вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии –
признак живых организмов. Питание,дыхание,транспорт веществ,удаление
продуктов обмена,координация и регуляция функций, движение и опора у
растений и животных. Рост иразвитие организмов. Размножение. Бесполое и
половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и
изменчивость – свойства организмов. Наследственная и ненаследственная
изменчивость. Приспособленность организмов к условиям среды.
Вид.
Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого.
Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица
эволюции. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Основные
движущие силы эволюции в природе. Результаты эволюции: многообразие
видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений
и животных в процессе эволюции.Происхождениеосновных систематических
групп

растений

и

животных.

Применение

знаний

онаследственности,

изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных,
сортов растений и штаммов микроорганизмов.
Экосистемы.
Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная
организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура
экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие популяций разных
видов в экосистеме. Естественная экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема
(агроценоз) как искусственное сообщество организмов. Круговорот веществ и
поток энергии в биогеоценозах.Биосфера – глобальная экосистема. В. И.
Вернадский – основоположник учения о биосфере. Структура биосферы.
Распространение

и

роль

живого

вещества

в

биосфере.

Ноосфера.Краткаяистория эволюции биосферы. Значение охраны биосферы для
сохранения

жизни

на

Земле.Биологическое

разнообразие

как

основа
15

устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на
собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности
человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и
экосистемы.

16

8 КЛАСС
№

Тема урока

Количе
ство
часов
1

1.

Место человека в системе органического мира

2.

1

4.

Сходство и различия человека и человекообразных
обезьян
Биологические и социальные факторы
антропосоциогенеза
Расы человека

5.

Великие анатомы, физиологи

1

6.

1

7.

Клеточное строение организма. Лабораторная работа
по теме:«Выявление особенностей строения клеток
разных тканей»
Ткани человека.

8.

Органы человеческого организма

1

9.

Системы органов

1

3.

1
1

1

10. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции

1

11. Гормоны и их роль в обменных процессах

1

12. Нервная регуляция. Значение нервной системы

1

13. Спинной мозг

1

14. Рефлекторная дуга

1

15. Строение и функции головного мозга

1

16. Полушария головного мозга

1

17. Лабораторная работа по теме: «Изучение строения
головного мозга»
18. Анализаторы (органы чувств), их строение и функции.
Зрительный анализатор Лабораторная работа по теме
«Изучение строения и работы органа зрения».
19. Анализаторы слуха и равновесия.

1

20. Кожно- мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

1

21. Чувствительность анализаторов.

1

22. Контрольная работа по теме: «Координация и
регуляция».
23. Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты
поясов конечностей.

1

1

1

1

24. Состав и строение костей.

1

25. Типы соединения костей.

1

26. Первая помощь при растяжении связок, вывихах
суставов, переломах костей.
27. Мышечная система.

1

28. Основные группы мышц, их функции.

1

29. Лабораторная работа по теме: «Выявление
особенностей строения позвонков».
30. Работа мышц. Лабораторная работа по теме:
«Выявление нарушения осанки и наличия
плоскостопия».
31. Значение физической культуры и режима труда в
правильном формировании опорно – двигательной
системы.
32. Контрольная работа по теме: «Опора и движения».

1

33. Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость.

1

34. Кровь. Лабораторная работа по теме: «Сравнение
микроскопического строения крови человека и
лягушки»
35. Иммунитет.

1

36. Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резусфактор.
37. Движение крови и лимфы в организме. Органы
кровообращения.
38. Работа сердца. Лабораторная работа по теме: «Подсчет
пульса в разных условиях».
39. Движение крови и лимфы по сосудам.

1

40. Заболевания сердечно-сосудистой системы, их
предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.
41. Контрольная работа по теме: «Внутренняя среда
организма и транспорт веществ».
42. Потребность организма человека в кислороде.
Строение органов дыхания.
43. Газообмен в легких и тканях.

1

44. Гигиена дыхания.

1

45. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

1

46. Контрольная работа по теме: «Дыхание».

1

47. Пищевые продукты и питательные вещества.

1

1

1

1

1

1

1
1
1

1
1
1

18

48. Пищеварение в ротовой полости.

1

49. Пищеварение в желудке и кишечнике.

1

50. Пищеварение и всасывание в кишечнике.

1

51. Гигиена питания и предупреждение желудочнокишечных заболеваний.
52. Контрольная работа по теме: «Пищеварение».

1

53. Обмен веществ.

1

54. Витамины.

1

55. Выделение. Строение и работа почек.

1

56. Заболевание почек, их предупреждение.

1

57. Контрольная работа по теме: «Обмен веществ и
энергии. Витамины».
58. Строение и функции кожи.

1

59. Роль кожи в терморегуляции организма.

1

60. Закаливание организма. Гигиена одежда и обувь.

1

61. Контрольная работа по теме: «Покровы тела».

1

62. Половая система человека.

1

63. Возрастные процессы.

1

64. Поведение человека. Рефлекс – основа нервной
деятельности, его виды, роль в приспособлении к
условиям жизни.
65. Торможение, его виды и значение.

1

66. Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна.

1

67. Особенности высшей нервной деятельности человека.
Познавательные процессы.
68. Типы нервной системы.

1

1

1

1

1

19

9 КЛАСС
№ п\п

Тема урока

Количес
тво ч.

Введение
1

3

Признаки живого. Биологические науки. Методы

1

биологии.
2.

Уровни

организации

живой

природы.

Роль

1

биологии в формировании картины мира.
3.

Входной контроль знаний за курс 8 класса.

1

Клетка

8

4.

Клеточная теория: единство живой природы.

1

5.

Строение клетки.

1

6.

Многообразие клеток.

1

7.

Лабораторная работа по теме: «Изучение

1

строения растительной и животной клетки под
микроскопом».
8.

Обмен веществ и энергии в клетке.

1

9.

Деление клетки- основа размножения, роста,

1

развития организма.
10

Нарушения строения и функции клеток- основа

1

заболеваний.
11

Обобщение по теме: «Клетка».
Вид

1
40

12

Неклеточные формы жизни: вирусы.

1

13

Клеточные формы жизни: одноклеточные,

1

многоклеточные организмы, колонии.
14

15

Химический состав организма: химические
элементы, неорганические вещества, органические
вещества (белки, липиды, углеводы).
Химический состав организма: химические
элементы, неорганические вещества, органические
вещества (нуклеиновые кислоты, АТФ).

1

1

20

16

Обмен веществ и энергии в клетке.

1

17

Пластический обмен.

1

18

Фотосинтез. Биосинтез белка.

1

19

Обмен веществ и энергии в клетке:

1

энергетический обмен.
20

Транспорт веществ в организме.

1

21

Удаление из организма конечных продуктов

1

обмена веществ.
22

Опора и движение организмов.

1

23

Регуляция функций у различных организмов.

1

24

Бесполое размножение.

1

25

Половое размножение.

1

26

Рост и развитие организмов.

1

27

Наследственность и изменчивость организмов.

1

28

Закономерности наследования признаков.

1

29

Закономерности изменчивости. Хромосомы и

1

гены.
30
31

Хромосомы и гены. Обобщение материала.
Взаимодействие генов. Лабораторная работа по

1
1

теме:«Решение генетических задач и составление
родословных».
32

Наследственная изменчивость.

1

33

Обобщение по теме: «Организм».

1

34

Контрольная работа по теме: «Организм».

1

35

Развитие биологии в додарвиновский период.

1

36

Чарльз Дарвин- основоположник учения об

1

эволюции.
37

Вид как основная систематическая категория

1

живого.
38

Признаки и критерии вида.

1

21

39

Популяция как структурная единица вида.

1

40

Популяция как структурная единица эволюции.

1

41

Лабораторная работа по теме: «Изучение

1

изменчивости, критериев вида, результатов
искусственного отбора».
42

Основные движущие силы эволюции в природе.

1

43

Результаты эволюции: многообразие видов,

1

приспособленность организмов к среде обитания.
44

Приспособительные особенности строения,

1

окраски тела и поведения животных.
45

Лабораторная работа по теме: «Изучение

1

приспособленности организмов к среде обитания».
46

Усложнение организации растений в процессе

1

эволюции.
47

Усложнение организации животных в

1

эволюционном процессе.
48

Происхождение основных систематических групп

1

животных.
49

Применение знаний о наследственности,

1

изменчивости и искусственном отборе при
выведении новых пород животных, сортов
растений и штаммов микроорганизмов.
50

Обобщение по теме: «Вид».

1

51

Контрольная работа по теме: «Вид».

1

Экосистемы

17

52

Экология.

1

53.

Закономерности влияния экологических факторов

1

на организмы.
54.

Абиотические факторы среды и приспособленность

1

к ним живых организмов.
55.

Биотические факторы. Взаимодействие популяций

1
22

разных видов.
56.

Экосистемная организация живой природы.

1

Экосистема, ее основные компоненты.
57.

Структура экосистемы.

1

58.

Пищевые связи в экосистеме.

1

59.

Экологические пирамиды.

1

60.

Агроценоз как искусственное сообщество

1

организмов.
61.

Биосфера- глобальная экосистема. В.И. Вернадский

1

-основоположник учения о биосфере. Структура
биосферы.
62.

Распространение и роль живого вещества в

1

биосфере.
63.

Краткая история эволюции биосферы.

1

64.

Современные экологические проблемы, их влияние

1

на жизнь каждого из нас.
65.

Последствия деятельности человека в экосистемах.

1

66.

Пути решения экологических проблем.

1

67.

Обобщение и контроль знаний темы «Экосистемы».

1

68.

Итоговое тестирование за курс 9 класса.

1

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 20.01.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (34391) 4-65-99

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».